Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-15
Title От преступников к мученикам: изображения казни в искусстве Римской империи
Author email a.panteleev@spbu.ru
About author Пантелеев Алексей Дмитриевич — кандидат исторических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург,Российская Федерация, 199034.
In the section Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь DOI10.18688/aa177-1-15
Year 2017 Volume 7 Pages 138146
Type of article RAR Index UDK 94(37).08 Index BBK 85.103(0)32
Abstract

 В статье анализируются изображения сцен римских игр с участием диких животных на керамике и мозаиках I–V вв. н. э., преимущественно из Северной Африки. Эти сцены изображают как травлю зверей (venatio), так и публичные казни преступников, бывшие составной частью этих игр. При анализе популярности этих сюжетов автор приходит к выводу о том, что тщательно отделанные мозаики из Злитена или Эль-Джема были направлены на прославление хозяина дома, выступившего организатором или спонсором городских игр. Возможно, что сцены на керамике изначально также выполняли коммеморативную функцию, но со временем превратились в самостоятельный изобразительный тип. В основе популярности и этих мозаик, и керамики, и самих кровавых игр лежала римская любовьк жестокости. Сосуды с подобными изображениями, датирующиеся IV–V вв., не должны связываться с культом мучеников, они по-прежнему изображают казни преступников, однако некоторые малообразованные верующие могли полагать, что на них изображены страсти святых.

Keywords
Reference Пантелеев А. Д. От преступников к мученикам: изображения казни в искусстве Римской империи // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 138–146. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-15
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Звагольская А. К. Об одном пассаже Кальпурния // Мнемон. Исследования и публикации по истории древнего мира. — Вып. 14. — 2014. — С. 377–386.
  • 2. Нок А. Д. Обращение. Старое и новое в религии от Александра Великого до Блаженного Августина / Пер. с англ., ред. А. Д. Пантелеев. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2011. — 352 с.
  • 3. Пантелеев А. Д. Римские мифологические мимы и христиане // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. — Вып. 7. — 2008. — С. 345–356.
  • 4. Пантелеев А. Д. Христианское мученичество в контексте римских зрелищ // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2014. — № 2. — С. 75–89.
  • 5. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования / Ред. А. Д. Пантелеев. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2017. — 384 с.
  • 6. Aurigemma S. I mosaici di Zliten. — Roma: Società editrice d’arte illustrata, 1926. — 309 p.
  • 7. Bomgardner D. The Magerius Mosaic Revisited // Roman Amphitheatres and Spectacula: A 21st-century Perspective: Papers from an International Conference Held at Chester, 16th–18th February 2007 / Ed. T. Wilmott. — Oxford: Archaeopress, 2009. —P. 165–177.
  • 8. Brown S. Death as Decoration: Scenes from the Arena in Roman Domestic Mosaics // Pornography and Representation in Greece and Rome / Ed. A. Richlin. — New York: Oxford University Press, 1992. — P. 180– 211.
  • 9. Clavel-Lévêque M. L’espace des jeux dans le monde romain: hégémonie, symbolique et pratique sociale // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. — Bd. II. 16.3. — Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1986. — P. 2405–2563.
  • 10. Cutler A. The Violent Domus: Cruelty, Gender and Class in Roman Household Possessions // The Art of Citizens, Soldiers and Freedmen in the Roman World / Eds. E. D’Ambra, G. P. R. Métraux.— Oxford: Archaepress, 2006. — P. 103–114.
  • 11. Epplett C. Spectacular Executions in the Roman World // A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman World / Eds. P. Christesen, D. G. Kyle. — Malden; Oxford: Wiley Blackwell, 2014. — P. 520–532.
  • 12. Fagan G. G. The Lure of the Arena. Social Psychology and the Crowd at the Roman Games. — Cambridge: Cambridge University Press, 2011. — 362 p.
  • 13. Gunderson E. The Ideology of the Arena // Classical Antiquity. —1996.—Vol. 15. —P. 113–151.
  • 14. Herrmann J., Hoek A. van den. Light from the Age of Augustine: Late Antique Ceramics from North Africa (Tunisia). — Cambridge, MA: Harvard Divinity School, 2002. — 100 p.
  • 15. Hoek A. van den, Herrmann J. J. Pottery, Pavements, and Paradise: Iconographic and Textual Studies on Late Antiquity. — Leiden; Boston: Brill, 2013. — 582 p.
  • 16. Kyle D. G. Spectacles of Death in Ancient Rome. — London; New York: Routledge, 1998. — 288 p.
  • 17. MacLean R. People on the Margins of Roman Spectacle // A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman World / Eds. P. Christesen, D. G. Kyle. — Malden; Oxford: Wiley Blackwell, 2014. — P. 578–589.
  • 18. Meslin M. Vases sacrés et boissons d’éternité dans les visions des martyrs africains // Epektasis: Mélanges patristiques offerts au Cardinal Jean Daniélou. — Paris: Beauchesne, 1972. — P. 139–153.
  • 19. Plass P. The Game of Death in Ancient Rome: Arena Sport and Political Suicide. — Madison: The University of Wisconsin Press, 1995. — 283 p.
  • 20. Potter D. Martyrdom as Spectacle // Theater and Society in the Classical World / Ed. R. Scodel. — Ann Arbor: University of Michigan Press, 1993. — P. 53–88.
  • 21. Torlone Z. Writing Arenas: Roman Authors and Their Games // A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman World / Eds. P. Christesen, D. G. Kyle. — Malden; Oxford: Wiley Blackwell, 2014. — P. 412–421.
  • 22. Wiedemann T. Emperors and Gladiators. — London; New York: Routledge, 1992. — 198 p.