Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-14
Title Об одном портрете юноши из собрания Государственного Эрмитажа. К проблеме осмысления римского скульптурного портрета раннеимператорского времени.
Author email boris_z94@mail.ru
About author Зашляпин Борис Дмитриевич — студент магистратуры. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
In the section Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь DOI10.18688/aa177-1-14
Year 2017 Volume 7 Pages 128137
Type of article RAR Index UDK 73.027.1 Index BBK 85.133(0)32
Abstract

 В 1852 г. коллекция антиков Императорского Эрмитажа пополнилась предметами из собрания известной петербургской собирательницы произведений искусства — графини А. Г. Лаваль. В числе покупок находился рассматриваемый в данной работе так называемый портрет юношииз семьи императора Августа (инв. А 229), датируемый на настоящий момент концом I в. до н. э. С момента введения памятника в научный оборот, с середины XIX в., предложено значительное количество атрибуций. Среди возможных претендентов на роль портретируемого указывались Марк Клавдий Марцелл (Б. Кëне, 1847 г.; С. А. Гедеонов, 1866 г.), юный Октавиан (О. Ф. Вальдгауер, 1923 г.), юный Тиберий (Л. Курциус, 1935 г.), юный Клавдий (Ж.-Ш. Балти, 1963), Друз Старший (Л. Фаббрини, 1964),один из внуков Августа — Гай или Луций (А. И. Вощинина, 1974 г.; Ж. Киш, 1975 г.; О. Я. Неверов, 1981 г.). Со своей стороны, опираясь на последние исследования в области римского скульптурного портретаи вводя произведение в круг аналогий, которые ранее не привлекались предшественниками, автор настоящей работы предлагает имя Нерона — сына Германика. Такая атрибуция подразумевает датирование памятника концом 10-х — 20-ми годами н. э. Представляется, однако, что озвученная версия, скорее всего, будет не последней. Параллельно в работе вскрываются лежащие в основе римского скульптурного портрета раннеимператорской эпохи механизмы, которые показывают, чем обусловлено различное прочтение одного и того же артефакта разными исследователями. Кроме того, автором выделяется ряд критериев, позволяющий атрибутировать вещь эпохой Августа и его ближайших преемников. Во многих аспектахэта система строится на подходе выдающегося отечественного ученого — О. Ф. Вальдгауера, наследника традиции своего учителя А. Фуртвенглера.

Keywords
Reference Зашляпин Б. Д. Об одном портрете юноши из собрания Государственного Эрмитажа. К проблеме осмысления римского скульптурного портрета раннеимператорского времени. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 128–137. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-14
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Вайнштейн А. Л., Павлова В. П. Здание ЦГИА СССР — архитектурный и историко-культурный памятник Петербурга — Ленинграда // Некоторые вопросы изучения исторических документов XIX — начала XX века: сб. статей / Главное архивное управление при Совете Министров СССР; под ред. Э. С. Востоковой. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. — С. 229–259.
  • 2. Вальдгауер О. Ф. Краткое описание музея древней скульптуры. — СПб.: Тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1912. — 201 с.
  • 3. Вальдгауер О. Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. — Пб.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1923. — 109 с.
  • 4. Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. — Пг.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1923 [1924]. — 172 с.
  • 5. Вальдгауер О. Ф. К иконографии дома Юлиев // Государственный Эрмитаж: сб. — 1926. — № 3. — С. 20–24.
  • 6. Вощинина А. И. Римский портрет: Коллекция Государственного Эрмитажа. — Л.: Аврора, 1974. — 213 с.
  • 7. Вулих Н. В., Неверов О. Я. Роль искусства в пропаганде официальной идеологии принципата Августа // ВДИ. — 1988. — № 1 (184). — С. 162-173.
  • 8. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Отв. ред. С. Л. Утченко. — М.: Наука, 1993. — 364 с.
  • 9. Галерея древней скульптуры / Императорский Эрмитаж; предисл. С. А. Гедеонова. — СПб.: Экспедиция Заготовления Государственных бумаг, 1866. — 114 с.
  • 10. Каркопино Ж. Повседневная жизнь Древнего Рима: Апогей Империи. — М.: Молодая гвардия, 2008 — 419 с.
  • 11. Кëне Б. О собрании древностей графини Лаваль: (Сообщение на II заседании Общества, 21 февраля 1851 г.) // Записки Императорского Археологического общества. — 1852. — Т. IV. — С. 40–42.
  • 12. Корнелий Тацит. Сочинения. Т. I: Анналы. Малые произведения / Под ред. С. Л. Утченко. — Л.: Наука, 1969. — 443 с.
  • 13. Музей древней скульптуры / Императорский Эрмитаж; предисл. Г. Е. Кизерицкого. — СПб.: А. Бенке, 1901. — 231 с.
  • 14. Музей Императорского Эрмитажа: Описание различных собраний, составляющих музей, с историческим введением об Эрмитаже Императрицы Екатерины II и о образовании музея Нового Эрмитажа / Императорский Эрмитаж; предисл. Ф. Жиля. — СПб.: Императорская Академия наук, 1861. — 409 с.
  • 15. Неверов О. Я. Культура и искусство античного мира: Очерк-путеводитель. — Л.: Искусство, 1981. — 187 с.
  • 16. Неверов О. Я. Портреты принцев династии Юлиев-Клавдиев // Wissenschaftliche Zeitschrift der Humboldt-Universität zu Berlin. Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche Reihe. — 1982. — Jg. 31. — Bd. 2/3. — S. 247–248, 365–368.
  • 17. Неверов О. Я. История собирательства // Эрмитаж: История и современность / Государственный Эрмитаж; под общ. ред. В. А. Суслова. — М.: Искусство, 1990. — С. 171–176.
  • 18. Петракова А. Е. Античные керамические вазы из коллекции Лаваль в Эрмитаже: к вопросу о приобретении и изучении // СГЭ. — 2013. — Вып. 71. — С. 57–73.
  • 19. Полный каталог коллекций. — Т. III. Вып. 1: Скульптура Павловского дворца-музея / ГМЗ «Павловск»; сост. Е. В. Королëвым. — СПб.: Изд-во ГМЗ «Павловск», 2007. — 248 с.
  • 20. Санкт-Петербург и античность: Каталог выставки / Гос. Русский музей; Гос. Эрмитаж; науч. ред. Е. В. Мавлеев. — СПб.: Санкт-Петербургский Фонд культуры, 1993. — 126 с.
  • 21. Указатель художественной выставки редких вещей, принадлежащих частным лицам, учрежденной с Высочайшего соизволения, в залах Императорской Академии художеств: В пользу кассы Общества посещения бедных / Ценз. А. Крылов. — СПб.: И. Глазунов и Комп., 1851. — 74 с.
  • 22. Balty J.-Ch. Notes d’iconographie julio-claudienne, I // MonPiot. — 1963. — Vol. 53. — No. 1. — P. 95–134.
  • 23. Bernoulli J. Römische Ikonographie. Bd. II, 1: Die Bildnisse der römischen Kaiser: Das julisch-claudische Kaiserhaus. — Berlin; Stuttgart: W. Spemann, 1886. — 438 S.
  • 24. Cavaceppi B. Raccolta d’antiche statue, busti, teste cognite ed altre sculture antiche scelte rastaurate da Bartolomeo Cavaceppi scultore romano. — Vol. II. — Roma: G. Salomoni, 1769. — 164 p.
  • 25. Curtius L. Ikonographische Beiträge zum Porträt der römischen Republik und der julisch-claudischen Familie: Jugendbildnisse des Tiberius // RM. — 1935. — Bd. 50. — S. 286–320.
  • 26. Dio Cassius. Roman History. — Vol. VII: Books 56–60 / C. Earnest, H. B. Foster (transl.). — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1924. — 464 p.
  • 27. Fabbrini L. Il ritratto giovanile di Tiberio e la iconographia di Druso Maggiore // BdA. — 1964. — Fasc. 4. — P. 304–326.
  • 28. Galinsky K. Augustan Culture: An Interpretive Introduction. — Princeton: Princeton University Press, 1998. — 474 p.
  • 29. Kiss Zs. L’Iconographie des princes Julio-Claudiens au temps d’Auguste et de Tibère. — Varsovie: PWN — Éditions scientifique de Pologne, 1975. — 186 p.
  • 30. Kleiner D. Roman Sculpture. — London; New Haven: Yale University Press, 1992. — 477 p.
  • 31. Köhne B. Monuments Inédits de Marcellus, Neveu et Gendre d’Auguste // Mémoires de la Société d’Archéologie et de Numismatique de St. Pétersbourg. — 1847. — Vol. I. — P. 145–149.
  • 32. Laes Ch., Strubbe J. Youth in the Roman Empire: The Young and the Restless Years? — Cambridge: Cambridge University Press, 2014. — 277 p.
  • 33. Memoirs of John Quincy Adams, Comprising Portions of his Diary from 1795 to 1848. Vol. II / Ch. F. Adams (ed.). — Philadelphia: J. B. Lippincott & Cо., 1874. — 662 p.
  • 34. Pollini J. A New Marble Head of Tiberius: Portrait Typology and Ideology // AntK. — 2005. — Bd. 48. — S. 55–72.
  • 35. Prosopographia Imperii Romani. P. II / H. Dessau (ed.). — Berolini: G. Reimerum, 1897. — 443 p.
  • 36. Rose Ch. B. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period. — Cambridge: Cambridge University Press, 1997. — 314 p.
  • 37. Stuart M. How Were Imperial Portraits Distributed Throughout the Roman Empire? // AJA. — 1939. — Vol. 43. — No. 4. — P. 601–617.
  • 38. Swift E. H. A Group of Roman Imperial Portraits at Corinth // AJA. — 1921. — Vol. 25. — No. 2. — P. 142–159.
  • 39. Swift E. H. Imagines in Imperial Portraiture // AJA. — 1923. — Vol. 27. — No. 3. — P. 286–301.