Title | Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний | ||||||||
Author | Азбелев П. П. | azb13@hotmail.com | |||||||
About author | Азбелев Павел Петрович — методист I категории. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. azb13@hotmail.com | ||||||||
In the section | Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь | DOI | 10.18688/aa177-1-5 | ||||||
Year | 2017 | Volume | 7 | Pages | 51–60 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 903.27(571.15) | Index BBK | 85.19; 85.103(2)2 | ||||
Abstract |
Пазырыкская культура Горного Алтая (вторая половина I тыс. до н. э.) знаменита хорошей сохранностью органических материалов, не истлевших благодаря подкурганной мерзлоте. В статье рассмотрены древнейшие татуировки в зверином стиле, найденные на мумиях семи человек из пятипогребений. Впервые в научной литературе рассмотрена система размещения основных татуировок нателе и её развитие, интерпретируемое с учётом территориального и хронологического распределенияиконографических аналогий. Рисунки поддаются первичной систематизации: можно говорить о мужском и женском наборах изображений. Сюжеты татуировок соотносятся с ролью несущих их частей тела и представляют собой использование звериного стиля как средства магического воздействия на несущий изображение объект. В числе персонажей татуировок — крупные хищники, чьи качества соотнесены с областью сердца, вместилищаотваги, ярости и т. д.; нанесенные на руки изображения агонизирующих копытных в «жертвенной» позе передают образ побеждённого или жертвы; образы бегущих травоядных помещены на ногах, которые должны быть быстры и выносливы. Образ копытного грифона свидетельствует о контактах алтайских кочевников с обитателями Северного Китая и Монголии. Пазырыкские изображения вторичны и, вероятно, указывают на враждебные отношения кочевников с соседями. То, что они неустранимо наносились на тело, указывает на укоренённость и, возможно, сакрализованность этой вражды. Женские татуировки отличаются от мужских сценами терзания, аналогичными композициямс территорий к западу от Алтая: исходный сюжет — жертва в кольце из трёх хищников. Отразившееся в татуировках направление связей согласуется и с импортами из Пятого Пазырыкского кургана, и с западными аналогиями находкам из него. Татуированная женщина могла быть родом из Восточного Казахстана или Юго-Западной Сибири и появилась на Алтае вследствие замужества, связанного с усилением западных связей культуры — похоже, в ущерб сношениям с юго-восточными соседями. Пазырыкские татуировки не только сохранили серию художественных образов и сюжетов звериного стиля, но и, возможно, запечатлели систему контактов пазырыкской культуры и их динамику в IV–III вв. до н. э. Дальнейшее изучение аналогий и хронологического соотношения памятников позволит выяснить, отголоски каких событий того времени отражены в татуировках. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Азбелев П. П. Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 51–60. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-5 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|