Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-56
Title Логогрифический метод Фернана Кнопфа на примере анализа I lock my door upon myself.
Author email elena.klyushina@gmail.com
About author Клюшина Елена Витальевна — старший преподаватель. Санкт-Петербург- ский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Фе- дерация, 199034.
In the section Искусство Нового времени DOI10.18688/aa166-6-56
Year 2016 Volume 6 Pages 523531
Type of article RAR Index UDK 7.036.45 Index BBK 85.14
Abstract

Художественный метод Кнопфа, обозначенный автором вслед за Германом Баром как логогрифический, исследуется в статье на примере подробного иконографического анализа произведения I lock my door upon myself. Автор утверждает, что художник строит свои полотна по принципу поэтической загадки, оставляя зрителю подсказки в виде названия полотна, иконографического прототипа, элементов композиции, поиск которых требует определенных зрительных усилий. Ключом к пониманию I lock my door upon myself автор считает ее название, являющееся прямой цитатой из сонета Кристины Россетти. особо акцентируется внимание на необходимости сохранения названия картины в исконном английской варианте. Это значимо в связи с тем, что в отечественном искусствоведении данная работа чаще всего упоминается как «Затворница». По мнению автора статьи, подобный перевод недопустим, ибо он искажает подлинное название полотна и влечет за собой целый ряд потенциальных ошибок в анализе его иконографических и семантических особенностей.Поднимаются такие значимые для творчества Фернана Кнопфа проблемы, как англомания и влияние Джеймса Уистлера на бельгийское искусство первой половины 1880-х гг., особенности восприятия искусства Античности, проблема живописной репрезентации гипнотического транса в искусстве и культуре 1890-х гг. отдельно рассматривается вопрос восприятия бельгийскими мастерами искусства Северного Возрождения.

Keywords
Reference Клюшина Е.В. Логогрифический метод Фернана Кнопфа на примере анализа I lock my door upon myself. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 523–531. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-56
Publication Article language russian
Bibliography
  • Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870–1900. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — 269 с.
  • Сарабьянов Д. В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. — М.: Искусство, 1989. — 293 с.
  • Светлов И. Е. Фатальное молчание Кнопфа // Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX – начала XX века / Межинститутская научная группа «Европейский символизм и модерн»; науч. ред. М. В. Нащокина. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — С. 518–527.
  • Турчин В. Восьмидесятые... Жажда перемен // Европейский символизм: Сб. статей / Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный институт искусствознания, научная группа «Европейский символизм и модерн»; под ред. И. Е. Светлова. — СПб.: Алетейа историческая книга, 2006. — 495 с.
  • Bahr H. Secession. — Wien: Wiener Verlag, 1900. — 266 p.
  • Casteras S. P. Symbolist Debt to Pre-Raphaelitism: A Pan-European Phenomenon // Worldwide Pre-Raphaelitism: Critical Theory, Popular Culture, Audiovisual Media / T. J. Tobin (ed.). — New York: SUNY Press, 2005. — P. 119–144.
  • Delevoy R., de Croes C., Ollinger-Zinque G. Fernand Khnopff: Catalogue de l’oeuvre. — Bruxelles: Lebeer-Hossmann, 1979. — 476 p.
  • Draguet M. Fernand Khnopff: Portrait of Jeanne Kefer. — Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2004. — 114 p.
  • Fernand Khnopff (1858–1921): exhibition catalogue / Brussels, Royal Museums for Fine Arts of Belgium; Salzburg, Museum der Moderne; Boston, McMullen Museum of Art. — Brussel: Royal Museums for Fine Arts of Belgium, 2004. — 287 p.
  • Howe J. The Symbolist Art of Fernand Khnopff. — Ann Arbor, Michigan: UMI Research Press, 1982. — 260 p.
  • Kooistra L. J. Christina Rossetti and Illustration: A Publishing History. — Ohio: University Press, 2002. — 408 p.
  • Silverman D. Art Nouveau in Fin-de-Siecle France: Politics, Psychology, and Style (Studies on the History of Society and Culture). — Los Angeles: University of California Press, 1992. — 450 p.
  • Van Cleef J. L’exposition des XX à Brusselles // Revue Artistique. — 1884 — No. 189. — P. 319.