Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-10-82
Title Начала феноменологической теории архитектуры Кристиана Норберг-Шульца.
Author email tourek@gmail.com
About author Тоурек Иржи — Ph. D., ассистент. Карлов университет в Праге, Укрице 8, Прага, Чехия, 15800.
In the section Теория искусства DOI10.18688/aa166-10-82
Year 2016 Volume 6 Pages 751754
Type of article RAR Index UDK 72.01 Index BBK 85.11
Abstract

Феноменология в архитектуре — и особенно в теории архитектуры — результат реакции на поздний модернизм после Второй мировой войны и фатальный кризис модернизма. Кристиан Норберг-Шульц, один из ведущих теоретиков своего времени, выдвинул в своих работах новые основания понимания архитектуры. Вначале, в его первом труде «Намерения в архитектуре», это были структурализм и семиотика, но очень скоро его интересы сместились в сторону феноменологии (и Хайдеггера), и он стал выстраивать собственную феноменологическую теорию. Его первой книгой в этом ключе стала «Экзистенция, пространство и архитектура», и с тех пор он всю жизнь занимался феноменологией архитектуры. Главная задача статьи — показать основания архитектурной теории Норберг-Шульца как автора, весьма сведущего в философии, и ее проблемы. Статья основана главным образом на материале книги «Экзистенция, пространство и архитектура», но в широком контексте его прочих теоретических работ. В центре внимания — влияние на теорию Норберг-Шульца Нового времени (modernity). Парадоксально, что хотя его целью было создать новые основания для современной архитектуры, эти основания были построены на гипотетическом премодернистском опыте архитектуры. Ключевой вопрос: было ли Новое время разрывом с традицией (как считают модернисты) или формой ее продолжения (как полагает Норберг-Шульц) и возможно ли полагать основания современной архитектуры на том же фундаменте, что и в период до Нового времени? Отношение Норберг-Шульца к архитектуре Нового времени демонстрирует ограниченность его теории и делает его работы проблематичным источником с точки зрения современного феноменологического проекта в архитектуре. Но поскольку его труды и сегодня продолжают оказывать влияние на развитие архитектуры, они должны стать предметом углубленного анализа.

Keywords
Reference Тоурек И. Начала феноменологической теории архитектуры Кристиана Норберг-Шульца. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 751–754. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-10-82
Publication Article language english
Bibliography
  • Norberg-Schulz Ch. Intentions in Architecture. Cambridge, Mass., MIT Press, 1965. 242 p.
  • Norberg-Schulz Ch. Existence, Space and Architecture. London, Studio Vista Limited, 1971. 120 p.
  • Norberg-Schulz Ch. Genius Loci. Towards a Phenomenology of Architecture. New York, Rizzoli, 1980. 213 p.
  • Norberg-Schulz Ch. The Concept of Dwelling. New York, Electa/Rizzoli, 1985. 140 p.
  • Otero-Pailos J. Photo[historio]graphy. Christian Norberg-Schulz’s demotion of Textual History. An Eye for Place. Christian Norberg-Schulz: Architect, Historian and Editor. Oslo, Akademiks Pub.l, 2009, pp. 62–94.
  • Otero-Pailos J. Architectural Phenomenology and the Rise of the Postmodern. The SAGE Handbook of Architectural Theory. London, SAGE, 2012, pp. 136–151.