Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-60
Title Oшибка Виппера?
Author email m.evseviev@spbu.ru
About author Евсевьев Михаил Юрьевич — кандидат исторических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Рос сийская Федерация, 199034.
In the section Русское искусство XVIII–XIX веков DOI10.18688/aa166-7-60
Year 2016 Volume 6 Pages 561568
Type of article RAR Index UDK 75.03(47+47(26)) Index BBK 81.13
Abstract

В 1946 г. Б. Р. Виппер написал статью «Сильвестр Щедрин в Италии»; опубликована она была много позже (Советское искусствознание‘74. М., 1975. С. 312–328). В статье Виппер называет «учителем и вдохновителем» Щедрина неаполитанского живописца Раффаэле Карелли (Raffaele Carelli, 1795–1864). Виппер почему-то был уверен, что Раффаэле Карелли умер молодым, в 1815 г. Такая неверная датировка в биографии художника имела серьезные последствия для выводов Виппера. Р. Карелли получился «одаренным предшественником С. Щедрина и предвестником пленэра в европейской живописи XIX века»; неаполитанские пейзажи Карелли, похожие на пейзажи Щедрина, неизбежно оказывались написанными прежде щедринских (ведь Сильвестр впервые оказался в Неаполе в 1819 г.). И Виппер своей ошибкой был принужден считать, что Раффаэле Карелли наиболее значительно повлиял на развитие живописного стиля русского художника. Несмотря на такое заключение, историк отметил серьезное живописное превосходство пейзажей Щедрина над пейзажами Карелли; а поскольку сегодня известно, что достоверных работ Р. Карелли, написанных раньше 1833 г., не существует, и нет сомнений, что творчество Карелли относится скорее к середине XIX в., то, значит, Р. Карелли мог либо видеть что-то из работ Сильвестра Щедрина, либо просто в какой-то мере усвоить манеру неаполитанских пейзажистов 1830-х гг. Биографические подробности жизни Р. Карелли как раз потому и забылись, что художник он весьма средний, даже в пределах школы неаполитанской пейзажной живописи XIX в. — и, похоже, он сам это понимал. Последний раз Карелли выставлялся как живописец в 1835 г., после чего оставил живопись, занимаясь преподаванием и антиквариатом.

Keywords
Reference Евсевьев М. Ю. Oшибка Виппера? // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 561–568. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-60
Publication Article language russian
Bibliography
  • Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Сильвестр Щедрин и «школа Позиллипо» // Панорама искусств’4. — М.: Советский художник, 1981. — С. 223–246.
  • Виппер Б. Р. Сильвестр Щедрин в Италии // Советское искусствознание’74. — М.: Советский художник, 1975. — С. 312–328.
  • Итальянские письма и донесения Сильвестра Феодосиевича Щедрина. 1818–1830 / Подг. М. Ю. Евсевьев. — М.‒СПб.: Альянс-Архео, 2014. — 760 с.
  • Щедрин С. Письма из Италии / Вступ. статья, ред. и прим. А. М. Эфроса. — М.‒Л.: Academia, 1932. — 405 с.
  • Alisio G. Napoli nell’Ottocento. — Napoli: Electa, 1992. — 248 p.
  • Ferrari O. Dizionario Biografico degli Italiani. — 1977. — Vol. 20. URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/raffaele-carelli (Dizionario Biografico) (дата обращения: 01.10.2015).
  • La pittura napoletana del secoli XVII–XVIII–XIX. — Napoli: Francesco Giannini & Figli, 1938. — 359 p.
  • Rinaldi R. Pittori a Napoli nell’Ottocento. — [S. l]. — Libri & Libri, 2001. — 358 p.