Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-36
Title Ансамбль капеллы Маццатоста в церкви Санта Мария делла Верита в Витербо.
Author email ektar@yandex.ru
About author Тараканова Екатерина Ивановна — аспирант, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa166-5-36
Year 2016 Volume 6 Pages 352360
Type of article RAR Index UDK 7.034...4 Index BBK 85.14
Abstract

Статья посвящена капелле Маццатоста в церкви Санта Мария делла Верита в Витербо. Впервые этот художественный ансамбль конца 1460-х гг. рассматривается как яркий образец синтеза искусств, лейтмотивом программы декорации которого является тема чуда. Она связана с явлением в 1446 г. Мадонны в церкви, получившей вследствие этого название Санта Мария делла Верита. чудеса изображены и на стенах капеллы Маццатоста. Это поведение трехлетней Марии, взбежавшей по ступеням Храма и допущенной в Святая Святых; расцветший посох в руках Иосифа обручника; Благовещение, ставшее первым этапом Боговоплощения; Рождение Младенца у Девы; и кульминация — Вознесение Богоматери, желание удостовериться в котором апостола Фомы возвращает к вопросу веры в чудо. Своеобразной осью мариологического цикла является композиция алтарной стены капеллы Маццатоста. На ней трижды по вертикали размещено изображение Мадонны. Ключевой является верхняя сцена «Вознесение Богоматери». один из апостолов — свидетелей этого события — выбивается из общей группы: его можно воспринимать обращенным как в пространство самой капеллы (подобно резонеру, призывающему посетителя присоединиться к созерцанию чуда), так и к смежной (западной) стене (тогда он как будто становится участником сцены поклонения Младенцу Христу). Прорезающий западную стену капеллы бифорий в определенное время суток «проецируется» на противоположную стену со сценой «обручение Марии», при этом солнечный свет озаряет именно фигуры центральных персонажей.

Keywords
Reference Тараканова Е. И. Ансамбль капеллы Маццатоста в церкви Санта Мария делла Верита в Витербо. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 352–360. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-36
Publication Article language russian
Bibliography
  • Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения: В 2 т. — М.: Искусство, 1996. — Т. 1. — 422 c.
  • Гращенков В. Н. Флорентийская монументальная живопись Раннего Возрождения и театр // Гращенков В. Н. История и историки искусства. — М.: КДУ, 2005. — С. 253–277.
  • Данилова И. Е. Церковные представления во Флоренции в 1439 году глазами Авраамия Суздальского // Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. — М.: Советский художник, 1984. — С. 154–165.
  • Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: омега, 2007. — 384 с.
  • Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с франц.; под общ. ред. С. К. Цатуровой — М.: Прогресс, 2001. — 440 с.
  • Тараканова Е. И. Итальянская капелла XV в. и театр // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. А. В. Захаровой— СПб.: НП-Принт, 2012. — С. 235–240.
  • Arnoldi F. N. Isaia da Pisa e Pellegrino da Viterbo // Il Quattrocento a Viterbo. Catalogo della mostra / A cura di R. Cannatà, C. Strinati. — Roma: De Luca Editore, 1983. — P. 324–340.
  • Breccia M. Nota sulla storia di Viterbo nel Quattrocento // Il Quattrocento a Viterbo. Catalogo della mostra / A cura di R. Cannatà, C. Strinati. — Roma: De Luca Editore, 1983. — P. 13–15.
  • Ciampi I. Cronache e statute della città di Viterbo. — Firenze: Cellini, 1872. — 653 p.
  • Coliva A. Lorenzo da Viterbo nella cappella Mazzatosta // Studi in onore di Giulio Carlo Argan. — Scan- dicci (Firenze): La Nuova Italia Editrice, 1994. — P. 95–121.
  • Fabiański M. Da Foppa a Correggio: rapporti fra la cappella Portinari, la cupola del Duomo di Parma e le sacre rappresentazioni // Arte lombarda. — 2004. — No. 1. — P. 64–69.
  • Faldi I. I pittori viterbesi di cinque secoli. — Roma: Ugo Bozzi, 1970. — 398 p.
  • Gnignera E. Con molto honore. Copricapi e acconciature negli affreschi della Cappella Mazzatosta in Santa Maria della Verità a Viterbo // I Beni Culturali. — 2001. — No. 1 (19). — P. 41–49.
  • Il luogo teatrale a Firenze: Brunelleschi, Vasari, Buontalenti, Parigi // Catalogo della mostra / A cura di M. Fabbri. — Milano: Electa, 1975. — 169 p.
  • Molinari C. Spettacoli fiorentini del Quattrocento: contributi allo studio delle sacre rappresentazioni. — Venezia: Pozza, 1961. — 122 p.
  • Newbigin N. Feste d’Oltrarno: Plays in Churches in Fifteenth-Century Florence. — Vol. 1–2. — Firenze: Olschki, 1996. — 238 р., 555 р.
  • Pinelli A. La pittura a Roma e nel Lazio nel Quattrocento // La pittura in Italia. Il Quattrocento. T. 2 / А cura di F. Zeri. — Milano: Electa, 1987. — P. 414–436.
  • Pinzi C. Storia della città di Viterbo — Bologna: Forni, 1913. — Vol. IV. — 552 р.
  • Pochat G. Brunelleschis “Sacre rappresentazioni”. Beginn einer dynamischen Aufführungspraxis // Po- chat G. Kunst, Kultur, Ästhetik. — Münster: LIT Vlg., 2009. — S. 129–134.
  • Sedlmayr H. Das Licht in seinen künstlerischen Manifestationen. — Mittenwald: Mäander Kunstverlag, 1979. — 56 S.
  • Strinati C. Lorenzo da Viterbo // Il Quattrocento a Viterbo. Catalogo della mostra / A cura di R. Canna- tà, C. Strinati. — Roma: De Luca Editore, 1983. — P. 179–201.
  • Valtieri S., Bentivoglio E. Le pitture di Lorenzo da Viterbo nella Cappella Mazzatosta a Viterbo // Mittei- lungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 1973. — Bd. 17, H. 1. — P. 87–104.
  • Valtieri S. Il Duomo (San Lorenzo) // Il Quattrocento a Viterbo. Catalogo della mostra / A cura di R. Cannatà, C. Strinati. — Roma: De Luca Editore, 1983. — P. 93–94.
  • Valtieri S. La festa del Corpus Domini del 1462 allestita dalla corte pontificia di Pio II // Viterbo nel Rinascimento / A cura di S. Valtieri, E. Bentivoglio. — Roma: Ginevra Bentivoglio EditoriA, 2012. — P. 41–51.
  • Valtieri S. Santa Maria della Verità // Viterbo nel Rinascimento / A cura di S. Valtieri, E. Bentivoglio. — Roma: Ginevra Bentivoglio EditoriA, 2012. — P. 340–356.