Title | Образы Муз в живописи Ренессанса и Нового времени. от студиоло Лионелло д’Эсте до картин неоклассицизма. | ||||||||
Author | Махо О. Г. | omakho@mail.ru | |||||||
About author | Махо Ольга Георгиевна — кандидат искусствоведения, заведующая Научно- методическим сектором Научно-просветительного отдела. Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, д. 34, Cанкт-Петербург, Российская Федерация, 190001. | ||||||||
In the section | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa166-5-48 | ||||||
Year | 2016 | Volume | 6 | Pages | 460–466 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.046.1 | Index BBK | 85.14 | ||||
Abstract |
Образы Муз появляются в искусстве Ренессанса в середине XV столетия, очевидно, как одно из свидетельств взаимодействия культуры Возрождения с античной культурой. Эти образы присутствуют в таких значительных ансамблях, как циклы живописных композиций для студиоло Лионелло д’Эсте во дворце Бельфьоре или связанного со студиоло Федерико да Монтефельтро в урбинском палаццо Дукале маленького святилища Муз. В произведениях мастеров Кватроченто они наполняются многогранным аллегорическим смыслом, сопрягающим античную составляющую со средневековой. В самом конце XV столетия на смену сериям отдельных изображений приходит многофигурная композиция с многогранно разработанной программой — таков «Парнас» Андреа Мантеньи для студиоло Изабеллы д’Эсте в Мантуе. Можно сказать, что своей вершины развитие темы достигает во фреске Рафаэля «Парнас» для Станцы делла Сеньятура Ватиканского дворца, где рождается парадигма абсолютной гармонии. В живописи классицизма XVII в., например в произведениях Никола Пуссена, и неоклассицизма XVIII столетия, у Антона Рафаэля Менгса, образы Муз продолжают развиваться под несомненным ренессансным влиянием. Однако в сравнении с программной насыщенностью, характерной для эпохи Возрождения, они постепенно теряют свою индивидуальность и многозначность. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Махо О. Г. Образы Муз в живописи Ренессанса и Нового времени. от студиоло Лионелло д’Эсте до картин неоклассицизма. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 460–466. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-48 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|