Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-11-85
Title Онтология русской художественной культуры.
Author email mtsvetaeva@rambler.ru
About author Цветаева Марина Николаевна — доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор. Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
In the section Культ и художественная культура DOI10.18688/aa166-11-85
Year 2016 Volume 6 Pages 777783
Type of article RAR Index UDK 75.046 Index BBK 85.103
Abstract

На настоящем этапе актуален глубокий анализ современной культуры в контексте базисных оснований и связей с предшествующей традицией, выявляющий важнейшие направления, определяемые христианской онтологией и антропологией. К ним относятся: сотериологическое, онтологическое, символическое, литургическое, психологическое, нравственное, анагогическое. Аскетическая практика и литература Святых Отцов Церкви, например труды схиархимандрита Софрония (Сахарова), биографа преподобного Силуана Афонского, утверждают основания и смысл культуры — свидетельствовать об Истине, Красоте и Благе. Современная культура не может не знать о наличии «райскости, иконичности, логосности, логоцентризма и софийности» как основы строения художественного образа. Но речь идет об инверсиях, перестановке смыслов и значений языка. Важен анализ «художественных утрат», связанных с воздействием на базовые основания интеллекта. Мы утратили многое: чувство гармонии, Божественной красоты, способности к развитию метафорического и ассоциативного мышления. Проблемы современной иконописи связаны, например, с утратой духовно-психологического наполнения лика.
Значимо внутреннее познание взаимодействия древнерусского, классического и авангардного этапов искусства. Актуальной является проблема интерпретации художественных текстов, «опознавания» глубинных смыслов, бесконечности человеческого бытия, сопряженного с Божественным. С точки зрения христианства важно обсудить суть таких понятий, как свобода творчества, ответственность художника, духовность, духовное кураторство, смысл слова и перспективы художественного произведения. Необходимо вернуться к проблематике человека, его целостности и святости в контексте Богоискательства и богоотступничества. В истории русской художественной культуры были особо значимы такие явления, как исповедальность и пророчество, необходимые для познания современного художественного процесса.

Keywords
Reference Цветаева М.Н. Онтология русской художественной культуры. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 777–783. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-11-85
Publication Article language russian
Bibliography
  • Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. — СПб.: Сатисъ, 1997. — 31 с.
  • Арх. Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. — 398 с.
  • Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. — Т. 1. — М.: Искусство, 1994. — 542 с.
  • Кутейникова Н. С. Иконописание России второй половины XX века. — СПб.: Знаки, 2005. — 192 с.
  • Цветаева М. Н. Христианский взгляд на русское искусство: от иконы до авангарда. — СПб: Изд. РХГА, 2012. — 304 с.