Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-22
Title Мотив аканфа и пальметты в раннесредневековой скульптуре Армении и в искусстве Сасанидского Ирана
Author email mikalil@mail.ru
About author Микаелян Лилит Шаваршовна — преподаватель. Ереванский государственный университет, ул. Алекса Манукяна, 1, Ереван, Республика Армения, 0025
In the section Классическое наследие в искусстве византийской ойкумены и за ее пределами DOI10.18688/aa155-2-22
Year 2015 Volume 5 Pages 220229
Type of article RAR Index UDK 7.04, 7.033.1, 7.032(355) Index BBK 85.13; 6 3. 3 (5Арм.)
Abstract

Исследования связей раннесредневекового искусства Армении и Византии в последние годы значительно активизировались. На этом фоне пока еще слабо освещены вопросы культурных взаимоотношений Армении и Сасанидского Ирана, изучение которых является важным условием для воссоздания полноценной картины культурной среды в раннесредневековый период. Важными свидетельствами культурного влияния являются иконографические и стилистические параллели памятников данной эпохи. В статье впервые проводится совместный анализ изображений двух довольно распространенных декоративных мотивов — аканфа и пальметты — в искусстве раннесредневековой Армении и Сасанидского Ирана, а также Византии. В искусстве Армении V–VII вв. эти орнаменты распространены в убранстве церквей и мемориальных памятников. Многочисленные сасанидские образцы аканфа и пальметты III–VII вв., известные в гипсовом декоре и в торевтике, весьма близки армянским образцам. Их сравнительный анализ показывает, что в данных культурах с различной идеологической основой — зороастризмом и христианством, орнамент имел выраженную общность, в отличие от сюжетных изображений, и глубокие античные корни. Часто изображения этих орнаментов настолько обобщенны и схожи, что конкретизация их типа весьма затруднительна. Рассмотрение процесса развития мотива аканфа и пальметты от классических прототипов через более графичные ранневизантийские образцы и до примеров полной их стилизации в средневековой пластике Армении выявляет ряд иконографических и стилистических особенностей, по которым можно с большей уверенностью определить разновидность орнамента.

Keywords
Reference Микаелян Л. Ш. Мотив аканфа и пальметты в раннесредневековой скульптуре Армении и в искусстве Сасанидского Ирана // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 220–229. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-22
Publication Article language russian
Bibliography
  • Асратян М. М. Армянская архитектура раннего христианства. – М.: Инкомбук, 2000. – 400 с.
  • Борисов А. Я., Луконин В. Г. Сасанидские геммы. – Л.: Изд-во ГЭ, 1963. – 224 с.
  • Буткевич Л. М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство». – М.: Гуманитарное изд-во, Центр ВЛАДОС, 2008. – 267 с.
  • Дурново Л. А. Краткая история древнеармянской живописи. – Ереван: Армгосиздат, 1957. – 60 с.
  • Залесская В. Н. Памятники византийского прикладного искусства IV–VII веков. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2006. – 272 с.
  • Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII века: формирование и развитие традиции: в 4-х тт. – М.: Локус Станди, 2012.
  • Кошеленко Г. А. Культура Парфии. – М.: Наука, 1966. – 220 с.
  • Пиотровский Б. Б. История и культура Урарту. – СПб.: Искусство России, Филологический факультет СПбГУ, 2011. – 656 с.
  • Православная энциклопедия / Под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – Т. I. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008.
  • Степанян Н. С., Чакмакчян А. С. Декоративное искусство средневековой Армении. – Л.: Аврора, 1971. – 62 с.
  • Тер-Мартиросов Ф. И. Храм в крепости Гарни — героон, мартирий. – Ереван: Армянский центр стратегических и национальных исследований, 1995. – 37 с.
  • Токарский Н. М. Архитектура Армении IV–XIV вв. – Ереван: Армгосиздат, 1961. – 389 с.
  • Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро. Собрание Государственного Эрмитажа. Художественная культура Ирана III–VIII веков. – М.: Искусство, 1987. – 157 с.
  • Decorative Architectural Stucco from the Partian and Sassanid eras / Ed. by S. Ayazi, S. Miri. – Tehran: National Museum of Iran. 2007. – 84 p., fig. 15
  • Djobadze W. Early medieval Georgian monasteries in Historic Tao, Klarjet̀i, and Šavšet̀i. – Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1992. – 255 p., fig.
  • Donabédian P. Les métamorphoses de l’acanthe sur les chapiteaux arméniens du Ve au VIIe siècle // L’acanthe dans la sculpture monumentale de l’Antiquité à la Renaissance. Actes du colloque tenu du 1er au 5 octobre 1990 à La Sorbonne. – Paris: Editions du Comité des Travaux Historiques et Scientifiques Publications de La Sorbonne, 1993. – P. 147–173.
  • Ghirshman R. Iran. Parthes et Sassanides. L’univers des forms. – Paris: Gallimard, 1962. – 406 p., il.
  • Harper P. O. The Royal Hunter. Art of The Sasanian Empire. – New York: Asia House Gallery, 1978. – 176 p., il.
  • Pope A. U. A Survey of Persian Art. From Prehistoric Times to the Present. – Vol. I–XII. – Tehran: Manafzadeh Group, 1964. – Vol. VII, Plates 1–257. – XI, 257 p.
  • Ross M. C. Catalogue of the Byzantine and Early Mediaeval Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection, 1: Metalwork, Ceramics, Glass, Glyptics, Painting. – Washington: Harvard University Press, 1962. – 116 p., il.
  • Sasanian silver. Late Antique and Mediaeval Arts of Luxury from Iran / M. Carter, O. Grabar (eds.). – Michigan: The University of Michigan Museum of Art, 1967. – 158 p., il.
  • Գրիգորյան Գ. Հայաստանի վաղ միջնադարյան քառանիստ կոթողները. – Երևան, Հայաստանի պետական թանգարան, 2012. – 288 էջ (Григорян Г . Армянские раннесредневековые четырехгранные памятники. – Ереван: Государственный музей истории Армении, 2012. – 288 с., резюме на русс. и англ. яз.).
  • Պետրոսյան Հ., Խաչքար: Ծագումը, գործառույթը, պատկերագրությունը, իմաստաբանությունը. – Երևան, Փրինթինֆո, 2008. – 406 էջ (Петросян Г. Л. Хачкар: генезис, функции, иконография, семантика. – Ереван: Принтинфо, 2008. – 406 с.).