Title Образ воды в портрете петровского времени
Author email ajgulberdiewa@gmail.com
About author Бердыева Айгуль Мухамедгельдыевна. Аспирант кафедры истории отечественного искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
In the section Русское искусство XVIII века
Year 2012 Volume 2 Pages 348354
Type of article RAR Index UDK 7.034(47+57) Index BBK 85.03
Abstract

Работа посвящена портретам первой четверти XVIII в., изображающим Петра I и его сподвижников на фоне характерных для эпохи мотивов стихии воды. Изображение воды может иметь различное толкование. Морской фон наряду с демонстративной функцией принадлежности лица к морскому делу может быть символом государства, указанием на готовность свершения ратного подвига. Водная стихия, как правило, соотносимая с небесным и земным пространством, трактуется как важная составная часть в системе мироустройства. Окруженный подобной космогонической «рамой природных стихий» человек позиционируется как модель вселенной. В таком случае ее центром становится личность правящего монарха, образ которого дополнен идеями божественной природы его власти.

Keywords
Reference Бердыева А.М. Образ воды в портрете петровского времени // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 2. Eds: Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2012, pp. 348–354. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Л., 1990. С. 35.
  • Соколов М.Н. Мистерия соседства: К метаморфологии искусства Возрождения. М., 1999, С. 306.
  • Чечот И.Д. Портретные изображения Петра и некоторые черты эстетики петровского корабля // Отечественная и зарубежная культура XVIII в. Сборник ЛГУ. Л., 1986. С. 58.
  • Целью кампании было генеральное сражение со шведским флотом, осада Копенгагена. Операция, продолжавшаяся несколько дней, из-за нерешительности датского правительства была отложена, в результате был сорван план нанесения Швеции решительного удара и окончания войны. В октябре русский флот и войска были
  • вынуждены направиться в Россию. Однако влияние России на соседние прибрежные государства продолжалось. Флотом, беспрепятственно передвигавшимся по Балтийскому морю, в этот год было захвачено несколько шведских коммерческих судов, а сухопутными войсками в Финляндии был взят город Каяненбург, неприятельские войска вытеснены окончательно в Швецию.
  • Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 3. СПб, 1888. Стб. 1567.
  • В расположении эскадры находилось 20 русских, 19 английских, 17 датских и 25 голландских кораблей.
  • Шенк Питер (1655, Эльберфельд – 1718, Амстердам), немецкий гравер, учился и работал в Амстердаме, где в начале 1680-х гг. основал типографию, издававшую в основном карты и атласы.
  • Щукина Е.С. Медальерное искусство в России XVIII в. Л., 1962. С. 10.
  • Чечот И.Д. Портретные изображения Петра… С. 77
  • А. Зубов. Портрет главного кораблестроителя И.М. Головина, 1720-е гг.
  • Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. М., 1991. С. 148.
  • Соколов М.Н. Мистерия соседства… С. 307.
  • Данный сюжет был воспроизведен в композиции «Завоевание Балтийского моря» северного обелиска «Врат триумфальных, строенных трудами школьных учителей», 1710 г. В ней Тритон держит сеть с ветрами, «Эоля бога ветров, имущего в сетце ветры в вертеп загоняет». См. Тюхменева Е.А. Искусство триумфальных
  • врат в России в первой половине XVIII в. М., 2005. С. 79.
  • Там же. С. 125.
  • См. Чечот И.Д. Портретные изображения Петра… С. 60–71.