Title Images of saintly princes Boris and Gleb in the frescoes of the Church of Transfiguration of Our Saviour in Polotsk
Author email d-a-r-y-a@yandex.ru
About author Skobtsova, Daria A. Interregional Agency for Scientific Restoration of Works of Art, restorer
In the section Old Russian Art
Year 2012 Volume 2 Pages 162167
Type of article RAR Index UDK 7.046.3; 7.033.2(471) Index BBK 85.11
Abstract

Images of Sts. Boris and Gleb in the Church of Our Saviour in Polotsk (c. 1161) are their earliest depictions in murals and the fi rst example of their joint portrayal in the history of painting.
The peculiarity of this fresco is the disposition of Gleb in the left part of the scene. Saintly princes’ images in the Church of Transfi guration of Our Saviour in Polotsk are polysemantic. Th eir presence adds the local accent to the program of decoration and demonstrates the claim of Polotsk to be a significant spiritual and political center of Old Rus’.

Keywords
Reference Skobtsova, Daria A. Images of saintly princes Boris and Gleb in the frescoes of the Church of Transfiguration of Our Saviour in Polotsk. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 2. Eds: Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2012, pp. 162–167. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • В крещении святые князья (90-е гг. X (?) – 1015) носили имена Роман и Давид соответственно. Дни их памяти празднуются Православной Церковью 2 мая, 24 июля и 5 сентября (память св. Глеба).
  • Точное время канонизации святых князей Бориса и Глеба дискутируется.
  • Федотов Г.П. Святые Древней Руси. СПб., 2007. С. 38–39.
  • Сказания о начале Чешского государства в древнерусской письменности. М., 1970. С. 14.
  • Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 г. // Православный Палестинский сборник. Вып. 51. СПб., 1899. С. 15–16. Согласно А.А. Турилову, церковь в Испигасе была возведена в 1120–1122 гг. См. об этом: Турилов А.А. Два византийско-русских историко-архитектурных сюжетца // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006. С. 458–460.
  • Эта новгородская икона датируется концом XII в. См.: Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. М., 1995. С. 54–57; Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI века. М., 2008. С. 37. Илл. 40.
  • Памятник принадлежит либо новгородской, либо тверской художественной традиции. Высветления на личном добавлены в XIV в. См.: Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века. М.,1979. С. 252–259. Кат. 1; Попов Г.В. Тверская икона XIII–XVI веков. СПб., 1993. Табл. 1–5.
  • Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., 2009. С. 177–198; Скобцова Д.А. Стилистические особенности росписи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке. К вопросу о времени создания памятника // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Вып. 4. Великий Новгород, 2011. С. 78–91. Образы Бориса и Глеба расчищены в 2011 г. специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (бригада
  • В.Д. Сарабьянова).
  • См. в частности последнюю и самую полную работу: Смирнова Э.С. Ранние этапы иконографии святых князей Бориса и Глеба. Вопрос византийских образцов и сложения русской традиции // Борисо-Глебский сборник. Collectanea Borisoglebica. Вып. I. Paris, 2009. С. 57–116.
  • Там же. С. 65.
  • Уханова Е.В. Об одном киевском скриптории последней четверти XI – начала XII в. // Палеография и кодикология. 300 лет после Монфокона. Материалы Международной научной конференции. Москва, 14–16 мая 2008 г. М., 2008. С. 225–229; Она же. Древнейшие изображения св. князя Бориса. К истории библиотеки Владимира Мономаха // Борисо-Глебский сборник... С. 117–156.
  • Архипова Е. Каменная иконка с Тамани с изображением воина-мученика св. Глеба // Борисо-Глебский сборник... С. 157–182.
  • Уханова Е.В. Древнейшие изображения...
  • Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир, Боголюбово. М., 1969. С. 411.Смирнова Э.С. Ранние этапы иконографии... С. 110.
  • Памятники древнерусской литературы. Вып. 2. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Подгот. Д.И. Абрамович. Пг., 1916. С. 18.
  • Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня. XI–XV вв. М., 1983. Кат. 30, табл. 5.
  • Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси... С. 253.
  • Образы святых князей Бориса и Глеба в росписи Спасо-Преображенской церкви... 167
  • Ђорђевић И. Представе светих Бориса и Гљеба у Милешеви и српско-руске везе прве половине XIII столећа // Свети Сава у српскоj историjи и традициjи. Зборник радова са међународног научног скупа. Београд, 1998. С. 295–308.
  • В частности, на колтах из Рязанского клада 1822 г. (Оружейная палата Московского Кремля), погибшей Каменнобродской цате (Харьковский исторический музей, XII в.), пластинах оклада Мстиславова Евангелия (ГИМ, конец XII – начало XIII в.) и пластинах чина из владимирского клада (Владимиро-Суздальский музей-заповедник, конец XII – начало XIII в.), на серебряном позолоченном медальоне с поясным изображением св.Глеба с городища Старая Рязань (Рязанский музей), медальоне Суздальского оплечья, найденного при раскопках в селе Исады (ГИМ).
  • Иконография святых князей Бориса и Глеба близка той, в которой на стенах Спасского храма изображены Вячеслав Чешский и мученик Роман, а также свв. Кнут Датский и Олаф Норвежский на колоннах базилики Рождества Христова в Вифлееме. См.: Kühnel G. Wall Painting in the Latin Kingdom of Jerusalem. Berlin, 1988. P. 112–125, pl. XXXII–XXXV.
  • Сергиеня В.В., Скобцова Д.А. Поновления древней росписи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке. Проблема сохранения и музеефикации поздних записей (в печати).
  • Смирнова Э.С. Ранние этапы иконографии... С. 95.
  • Алешковский М.Х. Русские глебоборисовские энколпионы 1072–1150 годов // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 104–125; Биленкин В. «Чтение» преп. Нестора как памятник «глебоборисовского» культа // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 47. СПб., 1993. С. 54–64.
  • Селицкий А.А. Живопись Полоцкой земли XI–XII в. Минск, 1992. С. 71.
  • Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенская церковь... С. 125.
  • Датировка Н.Ф. Высоцкой. См.: Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусi XII–XVIII стагоддзяў. Мiнск, 1984. С. 18.
  • Пуцко В.Г. Подвесны бронзавы абразок з Копыси // Мастацтво. 1994. № 2. С. 69–73.
  • Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа роспи-
  • си. СПб., 2002. С. 26–28.
  • Сарабьянов В.Д. Изображение Вячеслава, князя Чешского, в иконографическом замысле росписей Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке (в печати). Приношу автору искреннюю благодарность за возможность ознакомиться с текстом рукописи.
  • Это произошло в 929 или 935 г.
  • Имя Вячеслав носили родной и двоюродный братья св. Евфросинии, среди братьев ее отца были Глеб, Роман и Борис, последним именем был назван и племянник преподобной, сын князя Давида.
  • Ђорђевић И. Представе светих Бориса и Гљеба...
  • Царевская Т.Ю. Княжеская тематика в росписи церкви Николы на Липне близ Новгорода // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2008. М., 2008. С. 131–146.
  • Икона мастера Алексы Петрова, написанная в 1293/1294 г. См.: Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI века. М., 2008. С. 100–117.
  • См. прим. 6.
  • Памятники древнерусской литературы... С. 33.