Title The architecture of Pereyaslavl’, a workshop or a school?
Author email denis.jolshin@gmail.com
About author Yolshin, Denis D. The State Hermitage, researcher
In the section Old Russian Art
Year 2012 Volume 2 Pages 156161
Type of article RAR Index UDK 72.033 Index BBK 85.03
Abstract

In the recent works Alexey Komech and Oleg Ioannisian consider the architecture of Pereyaslavl’ (Juzhny/Southern, or Russian), dated from the late 11th to the mid-12th century, as the continuous process and even an architectural school. Earlier in 1980s, Pavel Rappoport in his latest works firmly divided the Pereyaslavl’ buildings into two groups, erected separately by metropolitan Efrem and Prince Vladimir Monomach in the late 11th century, and by the Kievan builders in the mid-12th century. Th is concept was based on the considerable differences in the constructional and stylistic features of the monuments. The research on the bricks carried out by
the author has provided new evidence for Rappoport’s concept. After the latter, the Pereyaslavl’ builders workshop had been consolidated under the direction of a Byzantine architect in the course of the building program of the metropolitan Efrem and existed no longer than 3 decades, exerting almost no infl uence on the architecture of the neighboring Russian principalities. The author calls in question the validity of the concept of “architectural school” in this specific case.
 

Keywords
Reference Jolshin, Denis D. The architecture of Pereyaslavl’, a workshop or a school?. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 2. Eds: Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2012, pp. 156–161. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Рукопись монографии хранится в Рукописном архиве ИИМК РАН, ф. 85 (фонд М.К. Каргера). Фонд до сих пор находится на обработке и недоступен специалистам. Относительно подробный раздел, посвященный архитектуре Переяславля, есть в монографии Н.Н. Коринного, но, к сожалению, он носит исключительно компилятивный характер (Коринный Н.Н. Переяславская земля. X – первая половина XIII века. Киев, 1992. С. 209–225). Более интересным является архитектурный раздел монографии Д.Г. Хрусталёва (Хрусталёв Д.Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002).
  • Харламов В.А., Трофименко Г.В. Архитектура Переяславля Русского XI – первой половины XII века. Проблемы изучения древнерусского зодчества. СПб., 1996. С. 50.
  • Комеч А.И. Архитектура второй половины XI – начала XII в. // История русского искусства. Т. 1: Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. М., 2007. С. 391–392.
  • Иоаннисян О.М. Зодчество древнего Переяславля XI–XII веков и его место в общей картине развития зодчества Древней Руси // Науковi записки з української iсторiї. Випуск Переяславль-Хмельницкий, 2008. С. 198.
  • Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986. С. 47.
  • Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 43, 46.
  • Там же. С. 49–51. Надо отметить, что такое представление сложилось не сразу. В 1979 г. П.А. Раппопорт пишет: «Несомненно, что в Переяславле сложилась самостоятельная строительная артель. Несколько позже, в XII в., переяславльские строители, очевидно, под влиянием киевских мастеров, стали терять присущий им
  • индивидуальный почерк… Изменение архитектурных форм и строительно-технических приемов однако не означало смены мастеров; это продолжала работать все та же строительная артель. Об этом недвусмысленно свидетельствует сама система формовки кирпичей (с «разводами» на постелистой стороне)…» (Малевская М.В.,
  • Раппопорт П.А. Церковь Михаила в Переяславле // Зограф. 1979. № 10. С. 38). В публикации 1986 г. мнение автора меняется, что приводит к внутреннему противоречию. Указав, что переяславльская артель прекратила существование в начале XII в. (см. прим. 5), П.А. Раппопорт все же пишет: «О том, что две упомянутые переяславльские постройки возведены строительной организацией, в которой наряду с киевлянами участвовали и старые переяславльские плинфотворители, свидетельствуют особенности формовки кирпичей» (Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси… С. 58). В тексте, опубликованном в 1993 г., это противоречие было исправлено. О «переяславльской» традиции производства плинфы см. ниже.
  • Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X–XIII вв. СПб., 1994. С. 131. Рис. 65.
  • Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси... С. 44.
  • Последним точно датированным киевским памятником, возведенным в технике кладки opus mixtum со скрытым рядом, является Михайловский Златоверхий собор (1108) (Раппопорт П.А. Русская архитектура X–XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982. С. 16). В последнее время, однако, исследователи все чаще считают, что хронологические рамки использования этой техники должны быть расширены (Новосёлов Н.В. Общие тенденции в архитектуре севера и юга Руси во второй трети XII в. // Науковi записки з української iсторiї. Випуск 20. Переяславль-Хмельницкий, 2008. С. 203–204; Козюба В.К. Давньоруськi храми «Окольного града» Переяслава (датування, стильови особливостi, iнтерпретацiї) // Науковi записки з української iсторiї. Випуск 15. Переяславль-Хмельницкий, 2004. С. 26).
  • Раппопорт П.А. Русская архитектура… С. 36, 114.
  • Брайчевский М.Ю., Асеев Ю.С. Археологические исследования в Переяславле-Хмельницком в 1958 г. // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1960. Вып. 81. С. 112.
  • Новосёлов Н.В. Общие тенденции… С. 202–204; Иоаннисян О.М. Зодчество древнего Переяславля… С. 177, 188–190; Седов Вл.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря: иконография и происхождение типа // Архив архитектуры. Вып. 1. М., 1992. С. 3–37.
  • Раппопорт П.А. Русская архитектура… С. 35–37.
  • Ёлшин Д.Д. Плинфа Переяславля Русского // Науковi записки з української iсторiї. Випуск 20. Переяславль-Хмельницкий, 2008. С. 209–225. Кроме Переяславля конца XI – начала XII в. подобная система формовки плинфы отмечена только в памятниках Киева конца X в. (Десятинная церковь и окружающие ее дворцы): Сиромятников О.К. До питання про формування плiнфи iз скошеними краями X–XI ст. // Стародавнiй Iскоростень i слов’янськi гради VIII–X ст. Київ, 2004. С. 248–254.
  • Каргер М.К. Раскопки в Переяславле-Хмельницком в 1952–1953 гг. // Советская археология. 1954. Т. 20. С. 20; Раппопорт П.А. Русская архитектура… С. 35–37. Датировку Спасской церкви 20–40-ми гг. XII в. на основе формата плинфы (Козюба В.К. Давньоруськi храми «Окольного града»… С. 26) мы считаем недоразумением.
  • Каргер М.К. Раскопки в Переяславле-Хмельницком… С. 20; Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987. С. 287–291.
  • Ёлшин Д.Д. Новые исследования древнерусской плинфы: итоги и перспективы // Археологiя i давня iсторiя України. Вип. 1. Проблеми давньоруської та середньовiчної археологiї. Київ, 2010. С. 402–403.
  • Новосёлов Н.В. Церковь Воскресения в Переяславле и новгородская архитектура 30–40-х годов XII в. // Миграции и оседлость от Дуная до Ладоги. Пятые чтения памяти Анны Мачинской: Материалы к чтениям.
  • СПб., 2001. С. 127–131; Козюба В.К. Давньоруськi храми «Окольного града»… С. 29–30.
  • Ёлшин Д.Д. Новые исследования древнерусской плинфы… С. 403–405.
  • Ёлшин Д.Д. Традиция «расчесов» в производстве плинфы южнорусских земель в XII в. // Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. Архитектурно-археологический семинар. СПб., 2003. С. 92–99; Ёлшин Д.Д. Плинфа Переяславля Русского… С. 220–223.
  • Еще один храм, возможно, возведенный теми же мастерами – Малый храм Зарубского монастыря. Монастырь находится поблизости от Переяславля, на противоположном берегу Днепра. Для строительства обоих, Большого и Малого, храмов монастыря использовалась плинфа, изготовленная из переяславльских глин. Плинфа Малого храма также имеет «расчесы» на верхней постелистой поверхности (Ёлшин Д.Д. Плинфа Переяславля Русского… С. 220–223).
  • Иоаннисян О.М. Зодчество древнего Переяславля… С. 194.
  • Харламов В.А., Трофименко Г.В. Архитектура Переяславля Русского… С. 49. Эти же авторы датируют бесстолпный храм первой четвертью XII в., что маловероятно.
  • Пескова А.А., Раппопорт П.А. Неизвестный памятник Волынского зодчества // Памятники культуры. Новые открытия. 1986 г. Л., 1987. С. 541–546. Продолжает бытовать, на наш взгляд, ошибочное мнение о том, что в середине XII в. на Волынь переходят именно переяславльские мастера: «Об этом, безусловно, свидетельствует строительная техника, и особенно система формовки кирпичей» (Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. С. 20; см. также Раппопорт П.А. Мстиславов храм во Владимире-Волынском // Зограф. 1977. № 7. С. 22;
  • Иоаннисян О.М. Зодчество древнего Переяславля… С. 196–197). Исследования плинфы южнорусских земель позволяют утверждать, что в середине XII в. в Переяславле и на Волыни работали киевские мастера (Ёлшин Д.Д. Традиция «расчесов»… С. 92–99).
  • Исключение составляет бесстолпный храм, предшествовавший постройке большой церкви в урочище «Старая кафедра» во Владимире-Волынском. Строительная техника этого памятника вообще не имеет аналогий среди древнерусских храмов (Раппопорт П.А. «Старая кафедра» в окрестностях Владимира-Волынского // Советская археология. 1977. № 4. С. 253–264).
  • Каргер М.К. Древний Киев. Очерки истории материальной культуры древнерусского города. Т. 2: Памятники киевского зодчества X–XIII вв. М.-Л., 1961. С. 418–420.
  • Виногродская Л.И., Петрашенко В.А. Зарубский монастырь и его окрестности в свете новых исследований // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XLVI: Архитектура и археология Древней Руси. Материалы научной конференции к 100-летию со дня рождения М.К. Каргера. СПб., 2009. С. 103–104.
  • Каргер М.К. «Летская божница» Владимира Мономаха // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1953. Вып. 49. С. 13–20.
  • Ёлшин Д.Д. Плинфа Переяславля Русского. С. 213.
  • На это справедливо указывает и О.М. Иоаннисян (Иоаннисян О.М. Зодчество древнего Переяславля… С. 178).
  • См., например: Новоселов Н.В. Плинфотворители в составе строительных коллективов Киева и Новгорода XII века (к вопросу о профессиональной организации строителей в домонгольской Руси) // Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. Архитектурно-археологический семинар. СПб., 2003. С. 59–65.
  • Так, например, плинфа переяславльского типа рубежа XI–XII вв. встречена в небольшом количестве в переотложенных слоях при раскопках Десятинной церкви в Киеве (2005–2011 гг.). Судя по керамическому тесту, плинфа была именно привезена из Переяславля, а не сделана в Киеве переяславльскими плинфоделами.
  • Малевская М.В., Раппопорт П.А. Церковь Михаила в Переяславле… С. 39.
  • Что и привело, на наш взгляд, к «новому» выводу о «теснейшей связи» архитектуры Переяславля с боль-
  • шинством древнерусских земель (см. прим. 4).