Title Images of the Russian saints princes Boris and Gleb in the art of the period of the tsar Boris Godunov. Tradition of the veneration of the tutelar saints of Russian tsars
Author email knatik86@mail.ru
About author Abramenko. Natalya M. Lomonosov Moscow State University, Ph.D. student
In the section Old Russian Art
Year 2012 Volume 2 Pages 201208
Type of article RAR Index UDK 7.046.3 Index BBK 85.03
Abstract

The veneration of the tutelar saints of Russian tsars was very signifi cant tradition in the medieval Russian culture. Th e author studies the tradition of the worship of Russian saints princes Boris and Gleb as saint patrons of the tsar Boris Godunov (1598–1605). His close attention to these saints had an infl uence on their iconography in the art of the late 16th – early 17th century. Icons of tutelar saints of all members of the tsar’s family became predominant at this time.

Keywords
Reference Abramenko, Natalya M. Images of the Russian saints princes Boris and Gleb in the art of the period of the tsar Boris Godunov. Tradition of the veneration of the tutelar saints of Russian tsars. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 2. Eds: Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2012, pp. 201–208. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Мельник А.Г. Практика посвящений храмов во имя великокняжеских и царских святых в XVI в. // Царь и царство в русском общественном сознании (Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып. 2). М., 1999. С. 38–48.
  • Маханько М.А. Икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» конца XIV в. из Коломны (ГТГ) и образ царского ангела в грозненском искусстве // Коломна и Коломенская земля. История и культура. Коломна, 2009. С. 190–229; Она же. Древняя икона царского ангела. Влияние коломенского образа конца XIV в. «ИоаннПредтеча Ангел пустыни» на патрональные изображения середины – второй половины XVI в. // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. Материалы Международной научной конференции 1–2 ноября 2005 года / Ред.-сост. А.Л. Баталов, Э.С. Смирнова. М., 2009. С. 317–342.
  • Самойлова Т.Е. К истории возникновения традиции написания мерных икон // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего Средневековья. XVI век. СПб., 2003. С. 360–366.
  • Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х тт. Т. 2. М., 1963. Кат. 570. С. 173; История русского искусства. В 13 тт. / Под общ. ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева. Т. 3. М., 1955. С. 642. Рис. на с. 641.
  • В настоящее время находится в иконостасе Смоленского собора Новодевичьего монастыря.
  • Переписная книга московского Благовещенского собора XVII в. // Сборник Общества древнерусского искусства на 1873 год. М., 1873. С. 16.
  • Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле / Ред. Ю.Н. Звездина, И.А. Стерлигова, Л.А. Щенникова, при участии И.О. Мельниковой. М., 2003. Кат. 3. С. 87 (автор описания Л.А. Щенникова).
  • Ковчег издан в каталоге «Царский храм» 2003 г. с датой 7178–1669 г., которая не соответствует художественным особенностям изображений (Чтимые иконы и их драгоценные украшения // Царский храм..., 2003. Кат. 4 (автор описания С.П. Орленко)). Характер композиции, особенности образов святых князей, пропорции их фигур, позы, трактовка их шапочек и одежд и даже рисунок орнаментов на них оказываются очень близкими к лучшим резным изображениям свв. Бориса и Глеба на дробницах годуновского времени. Можно предположить, что при изготовлении ковчега в 1669 г. была использована старая пластина с образами Святой Троицы и святых князей. Автор выражает благодарность А.С. Преображенскому, указавшемунам на возможность более ранней датировки произведения.
  • Баталов А.Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Феодора Иоанновича // Заказчик в истории русской архитектуры [Общество историков архитектуры. Архив архитектуры. Выпуск V]. М., 1994. С. 117–140.
  • Возвращенное достояние. Русские иконы в частных собраниях. Каталог выставки. М., 2008. Кат. 13. С. 62–65; Шалина И.А. Царский образ из Частного музея русской иконы // Русское искусство. 2009. № 3. С. 66–67.
  • Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники / Под общ. ред. Н.Н. Воронина и В.В. Косточкина. М., 1968. С. 98.
  • Иконы Пскова. М., 2006. Кат. 122. С. 391 (автор описания О.А. Васильева).
  • В описи упоминаются образы свв. Бориса, Глеба, Феодора Стратилата, Марии Магдалины и Ксении Римлянки. См.: Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года: Комментированное издание / Сост. З.В. Дмитриева и М.Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 47.
  • Покровский Н.В. Памятники церковной старины в Костроме. СПб., 1909. С. 19; Каталог церковных и других предметов древности, находящихся в древлехранилище Костромского церковно-исторического общества в покоях Михаила Федоровича Романова, что в Ипатьевском монастыре. Кострома, 1914. № 69.
  • Маясова Н.А. «Светлицы» в доме боярина Дмитрия Ивановича Годунова // Произведения русского и зарубежного искусства XVI – начала XVIII века. ГММК. Материалы и исследования. Вып. 4. М., 1984. С. 34–37. Илл. 1.
  • Русское золото XIV – начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля / Авт. сост. С.Я. Коварская, И.Д. Костина, Е.В. Шакурова. М., 1987. С. 20–21. Илл. 18 на с. 45.
  • Sotheby’s: Icons, Russian Pictures and Works of Art. London, 1991. P. 107.
  • Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея... Т. 2. Кат. 806.
  • Иконы Пскова... С. 388–391.
  • Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 437. Прим. 584. Это предположение поддерживает и О.А. Васильева: Иконы Пскова... С. 391.
  • Святые земли Русской. Каталог выставки. СПб., 2011. Кат. 10. Илл. 6.
  • Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. С. 61, 228.
  • Маясова Н.А. «Светлицы»... С. 53. Прим. 24.
  • Церковно-археологическое древлехранилище при Московском дворце в XVII в. С предисл. А.И. Успенского // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1902. Кн. 3. С. 18, 40.
  • Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея... Т. 2. Кат. 805.
  • Описные книги Старицкого Успенского монастыря 7115–1607 г. Старица, 1912. С. 28–29. Упоминается А.С. Преображенским: Преображенский А.С. Образ Богоматери «Моление о народе» в русском искусстве позднего Средневековья // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. Сб. ст. памяти
  • В.М. Сорокатого / Ред.-сост. О.А. Дьяченко, Л.М. Евсеева. М., 2008. С. 86–87, прим. 113.
  • Маханько М.А. «Богоматерь Боголюбская»: Об использовании древних иконографических изводов в иконописи XVI века // Искусствознание. 1998. Вып. 2/98. С. 247; Преображенский А.С. Образ Богоматери «Моление о народе»… С. 63.
  • Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний. Каталог. М., 2009. Кат. 124 (автор описания Л.М. Евсеева).
  • Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея... Т. 2. Кат. 588.
  • Изображения свв. Бориса и Глеба на дробницах годуновского времени подробно рассмотрены в статье Л.М. Спириной: Спирина Л.М. Святые князья Борис и Глеб на произведениях золотого и серебряного дела XVI–XVII вв. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 429–453.
  • Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 23, 25, 87; Мнева Н.Е. Искусство московской Руси. М., 1965. С. 127. Рис. 59; Свирин А.Н. Древнерусское шитье. М.; Л., 1966. С. 303, 306. Рис. 1; Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1968. Кат. 78; Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева
  • Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М., 1996. С. 383. Илл. 312; Спирина Л.М. Святые князья... С. 437. Рис. 90.
  • Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом… С. 78. Рис. 35; Свирин А.Н. Древнерусское шитье… С. 103; Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее… Кат. 76, 77; Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра... С. 383. Илл. 320-321; Спирина Л.М. Святые князья... С. 439. Рис. 91.
  • Спирина Л.М. Святые князья... С. 439.
  • На окладе сохранились дробницы с изображениями Ветхозаветной Троицы, предстоящих ей Иоанна Предтечи, свв. Бориса и Глеба, мученицы Ирины. См.: Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. № 234. С. 136; Спирина Л.М. Святые князья... С. 447–448. Рис. 97.
  • Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее… Кат. 120; Спирина Л.М. Святые князья... С. 439. Рис. 92–94.
  • Гурьянов В.П. Две местные иконы Св. Троицы в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры и их реставрация. М., 1906. С. 4; Николаева Т.В. Оклад с иконы «Троица» письма Андрея Рублева // Загорский государственный историко-культурный музей-заповедник. Сообщения. Вып. 2. Загорск, 1958. С. 31–38; Балдин В.И.,
  • Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра… С. 486. Илл. 42
  • Эта икона является прославленным списком Смоленской иконы Одигитрии, предназначавшимся для Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1525 г. перенесенным в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Живопись находится под записью XIX в., оклад и драгоценный убор – конца XVI – XVII в. См.: Мартынова М.В.Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI в. // Благовещенский собор: Исследования и материалы. М., 1999. С. 318–340; Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле... Илл. с. 64.
  • Спирина Л.М. Неизвестные произведения искусства и исторические документы, связанные с погребальным комплексом Годуновых // Памятники культуры. Новые открытия. 1980. Л., 1981. С. 458–460; Она же. Святыекнязья... С. 446–447.
  • Спирина Л.М. Неизвестные произведения искусства и исторические документы… С. 458–460; Она же. Святые князья… С. 446–447.
  • Помимо заказов нецарственных родственников Бориса Годунова здесь можно вспомнить произведения с изображением тезоименитых святых рода Строгановых.