Title Italian chapel of the 15th century and theatre
Author email ektar@yandex.ru
About author Tarakanova, Ekaterina I. Lomonosov Moscow State University, Ph.D. student
In the section Medieval and Early Modern Western Art
Year 2012 Volume 2 Pages 235240
Type of article RAR Index UDK 7.034(450)4 Index BBK 85.11
Abstract

The problem of reciprocal infl uence of theatre and monumental painting became especially actual in Italy in the 15th century (mainly in connection with the development of the perspective doctrine and fl ourishing of sacre rappresentazioni). It demonstrates various solutions in the space of quattrocento chapel. Th e sacral role of the chapel space is stressed, various levels of reality are distinguished within it, the power of portrayal is increased and its decoration is enriched both from formal and semantic viewpoints.
 

Keywords
Reference Tarakanova, Ekaterina I. Italian chapel of the 15th century and theatre. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 2. Eds: Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2012, pp. 235–240. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Даниэль С.М. Рококо: зритель в картине // Государственный Эрмитаж. Изобразительное искусство и театр: тема, образ, метод. Сборник статей. / Под. ред. А.В. Камчатовой. СПб., 2006. С. 37.
  • О них см., например: Newbigin N. Feste d’Oltrarno: plays in churches in fi ft eenth-century Florence. Firenze, 1996. Vol. 1–2; Вавилина Н.Ю. Театральное пространство флорентийских мистерий эпохи Кватроченто. Взаимодействие театрального и изобразительного искусств. Дисс. на соискание ученой степени канд. иск. М., 2009. Священным представлениям, в частности, была посвящена масштабная выставка 1975 г., к которой был подготовлен каталог: Il luogo teatrale a Firenze. Brunelleschi. Vasari. Buontalenti. Parigi. Firenze. Palazzo Medici Riccardi. Museo Mediceo. 31 maggio – 31 ottobre 1975 / Catalogo a cura di M. Fabbri, E.G. Zorzi, Petrioli A.M. Tofani. Milano, 1975.
  • Об этом представлении см.: Данилова И.Е. Церковные представления во Флоренции в 1439 году глазами Авраамия Суздальского // Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения, М., 1984. С. 154–165.
  • Pope-Hennessy P. Donatello’s Relief of the Ascension [Victoria and Albert Museum Monographies. I]. London, 1949. P. 7–12.
  • Романчук А.В. Театрализация политической и общественной жизни в итальянской живописи второй половины XIV в. // Театр и театральность в культуре Возрождения. М., 2005 / Отв. ред. Л.М. Брагина. С. 69.
  • Франкетти Пардо А. Город и театр во Флоренции XV–XVI вв. // Театральное пространство (Материалы научной конференции Випперовские чтения – 1978). М., 1979. С. 147.
  • См.: Sacre rappresentazioni fi orentine del Quattrocento / A cura di G. Ponte. Milano, 1974.
  • Об этом см.: Le Laudi di Lucrezia de Medici. Pistoia, 1900. Подробное описание текстов гимнов и сюжетов фресок дано в кн.: Benvenuti G. Gli aff resci di Benozzo Gozzoli nella capella del Palazzo Riccardi. Firenze, 1901.
  • Хейзинга Й. Homo ludens. M., 2004. С. 19, 28, 34, 35.
  • Гращенков В.Н. Флорентийская монументальная живопись Раннего Возрождения и театр // Гращенков В.Н. История и историки искусства. М., 2005. С. 253–255.
  • Махо О.Г. Приемы театрализации и изображения современников в росписях Доменико Гирландайо (капелла Торнабуони церкви Санта Мария Новелла во Флоренции) // Театр и театральность в культуре Возрождения / Отв. ред. Л.М. Брагина. М., 2005. С. 73.
  • Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 2. М., 1935–1937. С. 50.
  • Подробнее об этом см. Cardini F. Die Heiligen Drei Könige im Palazzo Medici. Firenze, 2004. S. 18, 23, 30, 31, 33.
  • Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. М., 1970. С. 43.
  • Гращенков В.Н. История и историки искусства... С. 269.
  • Локтев В.И. Театральность архитектуры и архитектура театра // Театральное пространство... М., 1979. С. 181.
  • Там же. С.185, 189.
  • Там же. С. 195.
  • Там же С. 204.
  • Об особой экспансивной психологической символичности перспективного построения Э. Панофский писал следующее: «Перспектива открывает в искусстве и нечто совершенно новое – сферу визионерского, внутри которого чудо становится непосредственным переживанием зрителя, когда сверхъестественные события словно вторгаются в его собственное, кажущееся естественным зрительное пространство и именно сверхъестественностью побуждают верить в себя» (Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». СПб., 2004. С. 96).
  • Гращенков В.Н. История и историки искусства... С. 259.
  • Подробнее см.: Warburg A. Bildniskunst und fl orentinisches Bürgertum. Domenico Ghirlandaio in Santa Trinita. Die Bildnisse des Lorenzo de’Medici und seiner Angehörigen. Leipzig, 1902. S. 11.
  • Мокульский С.С. История западноевропейского театра. Часть 1. Античный театр. Средневековый театр. Театр эпохи Возрождения. М., 1936. С. 170–174.
  • Гращенков В.Н. История и историки искусства... С. 261.