Bibliography |
- Winternitz E. Muses and music in a burial chapel: An interpretation of Filippino Lippi’s window wall in the Capella Strozzi // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. 1963–1965. Bd. 11. P. 263–286; Borsook E. Documents for Filippo Strozzi’s chapel in Santa Maria Novella and other related papers // Th e Burlington Magazine. 1970. Vol. 112. P. 737–746; Vol. 113. P. 800–804; Friedman D. Th e Burial chapel of Filippo Strozzi in Santa Maria Novella in Firenze // L’Arte. 1970. Vol. 3. P. 109–131; Mazzanti A. Filippino Lippi: un episodio particolare del neoplatonismo // Il lume del sole. Marsilio Ficino medico dell’anima. Catalogo / A cura di P. Castelli, P. Ceccarelli, A. Mazzanti, C. Paolini.
- Firenze, 1984. P. 135–160.
- Sale J.R. Th e Strozzi Chapel by Filippino Lippi in Santa Maria Novella. New York, London, 1979.
- Согласно контракту художник должен был поместить «на каждой стене по две истории», содержание которых оставлялось на усмотрение заказчика. (Borsook E. Doсuments… N 63).
- Об использовании мотива триумфальной арки см.: Halm P. Das unvollendete Fresko des Filippino Lippis in Poggio a Caiano // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. 1931. Bd. 3. S. 414–416; Morolli G. Archi ecapanne: due miti edifi catori “estremi” nell’immaginario iconico dell’età laurenziana // La Toscana al tempo di Lorenzo il Magnifico. Politica. Economia. Cultura. Arte. T. 1. Pisa, 1996. P. 59–60.
- Borsook E. Documents… N 22.
- По мнению С. Джорджи, надгробие должно было быть полностью закрыто алтарем, что свидетельствовало бы о величайшем смирении заказчика. (Giorgi S. La Cappella Strozzi a Santa Maria Novella // Cappelle del Rinascimento a Firenze / A cura di A. Paolucci. Firenze, 1998. P. 108.) Впрочем, декорация капеллы не позволяет
- заподозрить Филиппо Строцци в излишней скромности.
- О необходимости сооружения «хорошо исполненного» надгробия он рассуждает в одном из писем. (См.: Gilbert C.E. L’arte del Quattrocento nelle testimonianze coeve. Firenze, Vienna, 1988. N 66)
- Giorgi S. La Cappella Strozzi... P. 112.
- См.: Mengin U. Les deux Lippi. Paris, 1932. P. 181; Scharf A. Filippino Lippi. Wien, 1935. S. 65; Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. М.-СПб., 2001. С. 395 (в примечаниях автор пишет о Парфенике как об античном прообразе прославления Богоматери); Giorgi S. La Cappella Strozzi... P. 109.
- «Богом великим», «торжествующим победу» в сцене чуда cв. Филиппа назван Христос, благословляющий с небес апостола; надпись помещена на постаментах статуй, увенчивающих алтарь Марса. Богиня-дева Диана считалась покровительницей Эфеса, где творит чудо cв. Иоанн. Таким образом, надпись, обращенная к Деве и Богу, устанавливала связь между алтарной стеной и боковыми, противопоставляя языческим божествам Богоматерь и Христа. (Sale J.R. Th e Strozzi Chapel… Р. 329–330.)
- Шастель А. Искусство и гуманизм… С. 396.
- Mazzanti A. Filippino Lippi… Р. 140–142. Филиппо Строцци не увлекался интеллектуальными изысканиями, и идея включить в декорацию капеллы комплекс неоплатонических представлений могла быть подсказана ему кем-то из гуманистов – по убеждению исследователей, он имел возможность напрямую общаться с Фичино. С литераторами, например, с Полициано, мог сотрудничать и Филиппино Липпи. (См. Sale J.R. Th e Strozzi Chapel... P. 422–444; Zambrano P., Nelson J.K. Filippino Lippi. Milano, 2004. P. 555.) Дж. К. Нельсон оговаривается, что «антикварный» характер росписей мог быть продиктован желанием заказчика, не питавшего интереса к античности, превзойти в оригинальности Франческо Сассетти и декорацию его капеллы в церкви Санта Тринита (Ibid.).
- Sale J.R. Th e Strozzi Chapel... Р. 332–390.
- Schwarzenberg E. Glovis, impresa di Giuliano de’ Medici // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. 1995. Bd. 39. S.148.
- См.: D’Ancona P. Le rappresentazioni allegoriche delle Arti Liberali nel medioevo e nel Rinascimento // L’Arte. 1902. Vol. 5. P. 137–155, 211–228, 269–289, 370–385.
- См.: Liebwein W. Studiolo. Storia e tipologia di uno spazio culturale. Modena, 2005. P. 95–99; Cieri Via C. Il luogo della mente e della memoria // Ibid. P. XXVI–XXXII.
- Так Филарете в «Трактате об архитектуре» описывает Casa di Virtù, куда помещает Добродетель, cвободные искусства и муз (Antonio Averlino, detto Il Filarete. Trattato di architettura / A cura di A.M. Finoli, L. Grassi. Milano, 1972. P. 542).
- Cumont F. Recherches sur le symbolisme funéraire des romains. P., 1942. P. 256–288.
- Заметим, что художник не обращается к единичным собственно мемориальным памятникам XV в., эксплуатирующим тему свободных искусств – рельефам Агостино ди Дуччо в капелле Свободных искусств в церкви Сан Франческо в Римини, восходящим к изобразительной традиции так называемых «тарокки Мантеньи» и, безусловно, хорошо известному ему надгробию папы Сикста IV работы Антонио Поллайоло (Рим, собор св. Петра), чьи пластические схемы он использовал в изображениях сивилл в капелле Караффа (Рим, Санта Мария сопра Минерва).
- Borsook E. Documents… N 22.
- Пер. по: Mazzanti A. Filippino Lippi… Р. 139. Тема uomini famosi, распространившаяся в итальянской светской декорации с XIV в. и связанная с представлением о гражданских и нравственных идеалах, семантически близка к теме cвободных искусств: в обоих случаях олицетворением абстрактного понятия служат конкретные исторические или легендарные персонажи. (Ср.: Kühnast K. Studien zum Studiolo zu Urbino. Köln, 1987. S. 121–122).
- Acidini C. La cappella Strozzi in Santa Maria Novella a Firenze // Filippino Lippi e Sandro Botticelli nella Firenze del ‘400 / A cura di A. Cecchi. Milano, 2011. P. 62. К заслугам праотцев причислено и то, что «они изобрели музыкальные строи и гимны предали писанию» (Сир. 44, 5), что согласуется с присутствием музыкальной тематики
- в декорации капеллы.
- Исключением, возможно, являются фигуры мужчины и мальчика, присутствующих при казни св. Филиппа: в них предлагают видеть Филиппо Строцци и его малолетнего сына Лоренцо (Mengin U. Les deux Lippi... P. 187), полагая, что данная группа не может представлять безымянных зрителей или последователей апостола (Sale J.R. Th e Strozzi Chapel... P. 246). В сцене «Воскрешение Друзианы» в фигурах дев и вдов, которым покровительствует св. Иоанн, У. Менген предлагает видеть вдову заказчика и его дочерей (Mengin U. Les deux Lippi…P. 94).
- Friedman D. Th e Burial Chapel… Р. 115. «Возвращением» являлся и факт сооружения усыпальницы в базилике Санта Мария Новелла: в XIV в. семье Строцци принадлежала капелла в левом рукаве трансепта церкви.
- Например, аллюзия на возвращение из изгнания семьи Медичи прочитывается во фреске Франчабиджо «Триумф Цицерона» в салоне виллы в Поджо-а-Кайано. (См.: Kliemann J.M. Politische und humanistische Ideen der Medici in der Villa Poggio a Caiano. Bamberg, 1976. S. 25–34.)
- Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 2003. Т. 2. С. 112.
|