Bibliography |
- Evans A.J. Antiquarian Researches in Illyrium // Society of Antiquaries of London. Archaeologia or miscellaneous tracts relating to antiquity. 1885. Vol. 49. P. 96–97. Об авторе и его деятельности на Балканах см.: Brown A.C. Before Knossos: Arthur Evans travels in the Balkans and Crete. Oxford, 1993.
- Кондаков Н.П. Македония. Археологическое путешествие. СПб., 1909. С. 176.
- Снѣгаровъ И. История на Охридската архиепископия. Т. 1. Софиja, 1924. С. 87.
- Иванов Й. Български старини из Македониjа. Софиjа, 1931. С. 116–117.
- Острогорский Г.А. Возвышение рода Ангелов // Юбилейный сборник Русского Археологического Общества в королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 5–9.
- Спировски С. Конзерваторските работи на живописот во црквата свети Пантелеjмон, село Нерези-Скопско // Културно наследство. 1961. № 2. С. 108.
- Милюков П.Н. Христианские древности Западной Македонии // Известия Русского археологического института в Константинополе. 1899. 4/1. С. 137.
- Он сообщает лишь о «грубой деревенской мазне» 1885 года (Кондаков Н.П. Македония… С. 174).
- Окуњев Н. Стари српски живопис и његови споменици у ближоj околини Скопља // Црква и живот. II. № 1–2. Скопље, 1923. С. 38–39; Он же. Манастир у селу Нерези // Jужни преглед. II. № 2. Скопље, 1927. С. 50–52; Okuneff N. La découverte des anciennes fresques du monastère de Nérèz // Slavia. VI. № 2–3. Prague, 1927. P. 603–604; Id. Les peintures de l’église de Nérèzi et leur date // Actes du IIIe Congrès international d’études byzantines. Athènes, 1932. P. 247–248.
- Okuneff N. La découverte... P. 604.
- Напр., Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков (1884–1925). М., 1925 [=Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 18]; Velmans T. La peinture murale Byzantine à la fi n du moyen âge. Th èse de doctorat… Lille, 1983. P. 14–15 (здесь отмечена неудовлетворенность, высказанная Ш. Дилем в 1917 г. в связи с недостатком внимания к стилю в исследовании по Евангельской иконографии Г. Милле, 1916).
- Не установленными в этот период оставались, главным образом, личности святых. У Р. Хаманн-Мак Леана и Х. Халленслебена названы уже свв. Антоний Великий, Феофан Начертанный и Артемий на южной, северной и западной стенах соответственно, а также епископы Елевферий и Антипа в жертвеннике, свв. Косма и Дамиан в диаконнике, Трифон в северо-западном компартименте (Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien vom 11 bis zum früchen 14 Jahrhundert. Giessen, 1963. Plan 6–7). В 1971 г. Д. Мурики идентифицировала св. Феодора Студита – центральную фигуру в ряду преподобных на северной стене и соседнюю со св. Феофаном Начертанным (Mouriki D. Th e Portraits of Th eodore Studites in Byzantine Art // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1971. Bd. 20. S. 261–262). Остальные святые этого ряда – Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Иосиф Сицилийский – и все они вместе, включая Феодора с Феофаном, как особая группа гимнографов были определены Г. Бабич (Babić G. Les moines-poètes dans l’église de la Mère de Dieu à Studenica // Студеница и византиjска уметност око 1200 године. Међународни научни скуп поводом 800 година манастира Студенице и стогодишнице САНУ, септембар 1986 / Ред. В. Кораћ. Београд, 1988. P. 205–216). С. Томекович выяснила личности свв. Георгия, Дмитрия, Прокопия и Феодоров Стратилата и Тирона в западном рукаве креста (Tomeković S. Les repercussions du choix du saint patron sur le programme iconographique des églises du 12e siècle en Macédoine et dans Péloponnèse // Zograf. 1981. № 12. P. 28). Д. Барджиева-Трайковска выявила образы свв. Ипатия Гангрского и Ахиллия в жертвеннике, а также свв. Александра, Маманта и Власия в северо-западной капелле (Барџиева-Трајковска Д. За тематската програма на живописот во Нерези // Културно наследство. 1995–1996. Т. 22–23. С. 7–37). И. Синкевич показала, что крайний с запада воин на южной стене является не св. Меркурием, как думала С. Томекович, а св. Нестором. Той же исследовательницей были названы имена свв. Павла Фивейского, Евфимия Великого и Арсения в южном рукаве креста, определена группа пяти Севастийских мучеников и трех мучеников 11 ноября в северо-западном компартименте (Sinkević I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi. Architecture, Programme, Patronage. Wiesbaden, 2000. P. 59–61, 71–72).
- Okuneff N. La découverte… P. 605, 607–608.
- Millet G. L’art des Balkans et l’Italie au XIIIe siècle // Atti del V Congresso internazionale di studi Bizantini. 1936. Roma, 1940. P. 273–277.
- Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1949. P. 375–435.
- Бабић Г. Христолошке распре у XII веку и поjава нових сцена у апсидалном декору византиjских цркава // Зборник за ликовне уметности. 1966. Т. 2. С. 1–32 [=Babić G. Les discussions christologiques et le décor des églises Byzantines au XII siècle. Les évêques offi ciant devant l’Hetoimasie et devant l’Amnos // Frühmittelalterliche Studien. 1968. Bd. 2. S. 368–386].
- Вслед за Ф.И. Успенским (Успенский Ф.И. Богословское и философское движение в Византии XI и XII вв. // Журнал министерства народного просвещения. Шестое десятилетие. Часть CCLXXVII. 1891. Сентябрь. С. 102–160; Октябрь. С. 283–324), Г. Бабич причисляет этих диаконов к тому направлению мысли, ранним представителем которого являлся в XI в. Иоанн Итал. Критические замечания в адрес трактовки Ф.И. Успенским всех случаев анафематствования в XI–XII вв. в терминах борьбы аристотеликов (православных) с платониками (еретиками) и как параллель к западноевропейской схоластике см. в статье: Диакон Павел Ермилов. История константинопольских соборов 1156–1157 гг. в изложении Д.М. Судницына (1896, МДА) // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2010. 3 (31). С. 97–121.
- Миљковић-Пепек П. Прилози проучавању цркве манастира Нереза // Зборник за ликовне уметности. 1974. Т. 10. С. 313–322.
- Его письмо приведено в: Миљковић-Пепек П. Црквата св. Константин од село Свеќани // Симпозиум 1100-годишница од смртта Кирилл Солунски. Т. 1. Скопје, 1970. С. 158–159.
- Миљковић-Пепек П. Црквата… С. 157–159.
- Gerstel Sh.E.Y. Apostolic embraces in Communion scenes of Byzantine Macedonia // Cahiers archéologiques. 1996. Vol. 44. P. 141–148.
- Так же как версия П. Мильковича-Пепека о роли национального вопроса, предположение Ш. Герстель об отзвуках антилатинской полемики в «Целовании» Нерези и трактовка его как происходящего после причащения представляются маловероятными. Подробнее см. Овчарова О.В. Образ апостольского целования в программе церкви св. Пантелеимона в Нерези (Македония) // Искусство христианского мира. 2005. Т. 9. С. 59–64.
- Walter Chr. Art and Ritual of the Byzantine Church. London, 1982. P. 198–212, особенно 201–202, 204, 207–208.
- Подобедова О.И. Изучение русской средневековой монументальной живописи // Древнерусское искусство. М., 1980. С. 20–22; Лифшиц Л.И. «Ангельский чин с Эммануилом» и некоторые черты художественной культуры владимиро-суздальской Руси // Древнерусское искусство. М., 1988. С. 216–217; Саминский А.Л. Мастерская грузинской и греческой книги в Константинополе XII – начала XIII века // Музей. 1989. Т. 10. С. 195, 202; Этингоф О.Е. «Чин с Еммануилом и двумя архангелами» из Государственной Третьяковской галереи. К иконографии Деисуса // Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. М., 1997. С. 175, 180; Сарабьянов В.Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 268–312; Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах). Новгород, 1999. С. 23–38; Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 34–50.
- Иеромонах Павел Черемухин. Константинопольский собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский // Богословские труды. 1960. Т. 1. С. 87–109 [=Епископ Николай Мефонский и византийское богословие. Сборник исследований / Ред. П.В. Ермилов, А.Р. Фокин. М., 2007. С. 144–189].
- Там же. С. 161, 178. Также см.: Иеромонах Павел Черемухин. Учение о домостроительстве спасения в византийском богословии (Епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат) // Богословские труды. 1964. Т. 3. С. 145–185 [= Епископ Николай Мефонский… С. 190–271]. По мнению П. Ермилова, «смещение акцентов в изложении богословской стороны спора на учение о спасении, сделанное Черемухиным, только удаляет от реальных вопросов, обсуждавшихся в ходе спора» (Ермилов П. Несколько замечаний по поводу статей иеромонаха Павла Черемухина // Епископ Николай Мефонский… С. 273).
- Свою трактовку А.М. Лидов предложил в ходе обсуждения доклада О.Е. Этингоф (Этингоф О.Е. Византийская иконография «Оплакивания» и античный миф о плодородии как спасении // Материалы науч. конф. «Випперовские чтения – 1985. Жизнь мифа в античности». М., 1988. Т. 1. Доклады и сообщения. С. 256–265. Т. 2. Дискуссия. С. 367–368). См. еще Lidov A. Th e Mural Paintings of Akhtala. Moscow, 1991. P. 48; Овчарова О.В. Особенности композиции «Оплакивание» в церкви св. Пантелеимона в Нерези // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. IV. Материалы науч. конф. 2000. М., 2001. С. 155–161, особенно 156–157; Kalavrezou I. Exchanging embrace. The body of salvation // Images of the Mother of God. Perceptions of the Theotokos in Byzantium / Ed. by M. Vassilaki. Aldershot, 2004. P. 107.
- Этингоф О.Е. Византийская иконография… Цит. по: Она же. Античные образцы в византийском искусстве конца XI–XII в. (Богоматерь «Ласкающая» и Оплакивание) // Она же. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2000. С. 115.
- Главным связующим звеном признается мотив произрастания как спасения. Более конкретную изобразительную связь устанавливают мотивы «плодоносной женской утробы» и поцелуя, объятий. Первый прослеживается вплоть до неолитических женских фигурок, однако нерезским художником заимствуется предположительно из образа Афродиты с Эротом. Из того же источника происходит мотив объятий и поцелуя. Вывод: «Оплакивание» Нерези – это «произведение изощренного ученого искусства, оно представляет собой некое изобразительное истолкование, аналогичное литературной экзегезе, переосмысляющее взятый за основу античный прототип путем многоступенчатых уподоблений» (Этингоф О.Е. Византийская иконография… С. 262).
- По сведениям А.М. Лидова, отвергнутая соборами теория «двоякого примирения» была популярна в латинском богословии XII в. Предполагается, таким образом, что в Нерези мы имеем дело с реакцией не только на внутренние византийские, но и на внешние западные вызовы. В свое время П. Черемухин приписал латинское происхождение учению о принесении Жертвы только Отцу. Опровержение этой трактовки см. в: Ермилов П. Несколько замечаний… С. 275–281.
- Царевская Т.Ю. Фрески… С. 27, со ссылкой на доклад А.Л. Саминского «Содержание иллюстраций Никомедийского Евангелия» (Лазаревские чтения, МГУ, 1992).
- Sinkević I. The Church… P. 42.
- Ibid. P. 40.
- Ibid. P. 61–65.
- Ibid. P. 32, 38.
- Ibid. P. 33–35.
- Ibid. P. 72–73.
- Севастократор Исаак Комнин, например, для сельской округи построил церковь вне стен своей обители Богоматери Космосотиры в Феррах (ок. 1152) и предполагал, что посещения монастырского храма крестьянами будут редкими (Byzantine monastic foundation documents / Ed. J.Ph. Thomas, A. Constantinides Hero [Dumbarton Oaks Studies, 35]. Vol. 2. Washington, 2000. P. 843 [104]).
- Овчарова О.В. Образ... С. 61.
- Tomeković S. Les repercussions…
- К перечисленным у И. Синкевич свв. Косме, Дамиану, Киру, Иоанну и Сампсону Странноприимцу следует добавить св. Ермолая на южной стене диаконника, который фигурирует в ее монографии как неизвестный святой (Sinkević I. The Church… P. 46).
- Ibid. P. 72.
- Ibid. P. 73.
- Барџиева-Трајковска Д. За тематската програма…
- Sinkević I. The Church… P. 46.
- Ead. Western chapels in Middle Byzantine churches: Meaning and signifi cance // Старинар. 52. 2002. С. 85. Прим. 16.
- Bardžieva-Trajkovska D. New Elements of the painted program in the narthex at Nerezi // Зограф. 2002–2003. № 29. P. 35–46.
- Hamann-Mac Lean R. Grundlegung zu einer Geschichte der mittelalterlichen Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Giessen, 1976. S. 268–274.
- Patterson Ševčenko N. Th e Five Hymnographers at Nerezi // Χρυσαῖ Πύλαι. Златаiа врата. Essays presented to Ihor Ševčenko on his eightieth birthday by his collegues and students / Ed. P. Schreiner, O. Strakhov. 2 [= Palaeoslavica. 10/2]. Cambridge Ma., 2002. P. 55–68.
- Ссылки на конкретные названия см. в статье: Овчарова О.В. Изобразительное искусство и монастырское богослужение в Византии середины XI – начала XIII веков // Искусство христианского мира. 2004. Т. 8. С. 26–46, особенно прим. 3; Она же. Образы монахов и гимнографов во фресках церкви св. Пантелеимона в Нерези (1164) // Византийский временник. 2004. Т. 63. С. 232–241; к этому следует добавить новое издание Евергетидского синаксаря: The Synaxarion of the Monastery of the Theotokos Evergetis / Text and translation by R.H. Jordan. Belfast, 2000–2007.
- См. прим. 50.
|