Title The altar apse frescoes in the church of Nativity of the Virgin in Betania (Georgia): painting style and question of dating
Author email mashico@inbox.ru
About author Makarova, Anna L. State Institute for Art Studies, Ph.D. student
In the section Eastern Christian Art
Year 2012 Volume 2 Pages 100107
Type of article RAR Index UDK 7.033.2 Index BBK 85.03
Abstract

The paper presents some considerations regarding the date of the altar apse frescoes in the church of Nativity of the Virgin in Betania. The article also discusses the architecture of Betania church, in connection with a possible reconstruction of the church in the 12th century. Corroboration of this probable rebuilding can help us to define the dating of different parts of Betania wall painting. The altar apse frescoes of Betania are compared with a group of Georgian church frescoes relating to the reign of David IV the Builder (1073-1125). The author concludes that the available historical information and stylistic analysis confirm the dating of the altar apse frescoes of Betania to the end of the 11th - early 12th century.
 

Keywords
Reference Makarova, Anna L. The altar apse frescoes in the church of Nativity of the Virgin in Betania (Georgia): painting style and question of dating. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 2. Eds: Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2012, pp. 100–107. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • См.: Макарова А.Л. Царский и ктиторский портреты в церкви Рождества Богородицы в Бетании: к вопросу о датировке и атрибуции памятника // Вестник ПСТГУ. Вопросы истории и теории христианского искусства. V: 2 (2). М., 2010. С. 19–32.
  • Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании // IV Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1983. С. 1–21.
  • См. Макарова А.Л. Царский и ктиторский портреты… С. 19–32.
  • «Ниже всего к югу монастырь Пресвятой Богородицы Бетания, с куполом, в крепком месте, построенный царицей Тамарой, ныне в заведывании иерея». Древнегрузинские переводы «История Орбелянов» Стефаноса Орбеляна / Подг. к изд. Е.В. Цагарейшвили. Тбилиси, 1978. С. 37.
  • Шмерлинг Р., Долидзе В., Барнавели Т. Окрестности Тбилиси. Тбилиси, 1960. С. 84.
  • Вахушти Багратиони. История Царства Грузинского. Памятники грузинской исторической литературы / Перевод, предисловие, словарь и указатель Н.Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976.
  • Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 5.
  • Примеров храмов и монастырских комплексов, пострадавших от землетрясений, в Грузии множество - разрушенных как в Средние века (Давид-Гареджи), так и в самое последнее время (многочисленные памятники Рачии).
  • Мераб Вачнадзе, Вахтанг Гурули, Михаил Бахтадзе. История Грузии (с древнейших времен до наших дней): http://lib.rus.ec/b/74098/read
  • Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 4–5.
  • См.: Амираншвили Ш.Я. История грузинского искусства. М. 1950. С. 225; Шмерлинг Р., Долидзе В., Барнавели Т. Окрестности Тбилиси... С. 85; Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 5.
  • «Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять [слуг], говоря: Скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель [мученик] Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили» ( Протоевангелие Иакова // Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 126).
  • См.: Толмачевская Н.И. Фрески древней Грузии. Тифлис, 1931. С. 14.
  • Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 7.
  • Датировку см.: Абрамишвили Г. Атени Сиони // Православная Энциклопедия. Т. 3. М., 2006. С. 675–677.
  • См. мою статью: Макарова А.Л. Фрески церкви св. Георгия в Бочорме (Грузия) // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Т. 1. СПб., 2011. С. 46–55.
  • См. Аладашвили Н.А., Алибегашвили Г.В., Вольская А.И. Живописная школа Сванетии. Тбилиси, 1983. С. 30–102.
  • Амиранашвили Ш. Грузинская миниатюра. М., 1966. С. 19–26; Алибегашвили Г. Художественный принцип иллюстрирования грузинской рукописной книги XI – начала XIII в. Тбилиси, 1973. С. 75–113.
  • Чичинадзе Н. Иконопись // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 305. Илл. 306.
  • Это фрески церкви Панагии Мавриотиссы в Касторье (нач. XII в.); росписи монастыря Осиос Хризостомос в Кутсовендисе (1092–1102), первого слоя в храме Панагии Форвиотиссы в Асину (1105–1106) и Панагии Теотокос в Трикомо (нач. XII в.) на Кипре; мозаики собора в Триесте; архангелы в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции (нач. XII в.); живопись барабана Софийского собора (1109), церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125), купола северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря (1130) Новгорода Великого и др.