Title The architectural decoration of palaces in Muslim Spain: characteristics of its formation and development process
Author email catery@yandex.ru
About author Kiryushkina, Ekaterina V. Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Ph.D. student
In the section Ancient and Medieval Muslim Art
Year 2012 Volume 2 Pages 6067
Type of article RAR Index UDK 7.033.3 Index BBK 85.03
Abstract

The paper briefly presents some aspects of the research, devoted to the architectural decoration of Muslim palaces in Spain. The main purpose is to study the formation process of Spanish-muslim tradition of architectural decoration as an entire process, to single out the characteristic features of this tradition and peculiarities of its development. In this case the key questions are: what was the way of formation and development process of the palatial decoration, what factors could influence it? Could we identify this tradition as an independent artistic phenomenon or, as it is usually accepted in academic literature, only as a local variant of Maghreb art? Analyzing such monuments as palace-city of Madinat al-Zahra in Cordoba, Alcazaba in Malaga, the palace of Aljaferia in Zaragoza and Nasrid palaces of Alhambra in Granada the author attempts to answer these questions.
 

Keywords
Reference Kiryushkina, Ekaterina V. The architectural decoration of palaces in Muslim Spain: characteristics of its formation and development process. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 2. Eds: Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2012, pp. 60–67. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Аль-Андалус – арабское название завоеванных мусульманами в начале VIII в. территорий Иберийского полуострова.
  • Среди ученых до сих пор нет единого мнения в отношении термина, который мог бы применяться для обозначения художественной традиции, сложившейся в мусульманской Испании. Испанские исследователи (Pavon Maldonado B., Torres Balbas L., Borras Gualis M.) склонны использовать определение «испано-мусульманский», в отличие от широко распространенных в научной литературе других европейских стран, в том числе и России, определений «испано-мавританский» и «мавританский». Немецкая исследовательница Марианна Барруканд пришла к выводу, что ни одно из встречающихся определений (испано-магрибинский, иберо-исламский и пр.) не отражает всей сути искусства, развивавшегося на территории мусульманской Испании, поэтому для простоты выбирает определение «андалусский», в большей степени являющееся географическим термином (Barrucand M. Moorish architecture in Andalusia. Cologne, 1992, P. 18).
  • Каптерева Т.П. Искусство стран Магриба. Средние века и Новое время. М., 1988; Каптерева Т.П. Испания. История искусства. М., 2003; Уотт М., Какия П. Мусульманская Испания. М., 1976.
  • Магриб (араб. – место заката, запад) – в арабской средневековой классической географии мусульманские территории к западу от Египта. Некоторые арабские средневековые историки (Ибн Хаукаль) присоединяли к Магрибу Южную Испанию.
  • Torres Balbas L. Arte Hispano-musulman hasta la caida califato de Cordoba // Historia de España. Vol. 5. Madrid, 1957.P. 333–789; Pavon Maldonado B. Tratado de architectura Hispanomusulmana. Vol. 3. Palacios. Madrid, 1990; Al-Andalus. Th e Art of Islamic Spain. New-York, 1992.
  • Pavon Maldonado B. El arte hispano-musulman en su decoracion geometrica. Madrid, 1975; 1989; Id. El arte hispano-musulman en su decoracion fl oral. Madrid, 1981; 1990.
  • Мудехар – в искусстве Испании XII–XIV вв. стиль или направление, в котором тесно слиты основы мавританского искусства с романскими, готическими, а позднее и ренессансными мотивами и элементами.
  • Barrucand M. Moorish architecture in Andalusia. Cologne, 1992; Ewert C. Elementos decorativos en los tableros parietales del Salon Rico de Madinat al-Zahra // Cuadernos de Madinat al-Zahra. 1987. Vol. 1. P. 27–60; Id. Tradiciones Omeyas en la arquitectura palatina de la epoca de los taifas. La Aljaferia de Zaragoza // Actas de XXIII Congreso
  • Internacional de Historia del Arte. Granada, 1973. P. 62–76.
  • Кордовский халифат – мусульманское государство в Испании со столицей в Кордове (929–1031).
  • Город-резиденция Мадинат аз-Захра расположился в 8 км от Кордовы на террасах горного склона и занял площадь около 120 га, из которых в настоящее время в результате археологических работ открыта лишь десятая часть, принадлежащая дворцово-административному комплексу столицы.
  • Вестготы – германское племя, завоевавшее во второй половине V в. большую часть Испании, которая стала основной территорией Королевства вестготов (столицей с середины VI в. был г. Толедо) вплоть до его завоевания мусульманами в 711–718 гг.
  • Базилика Сан-Хуан Баутиста рядом с Паленсией (661 г.); базилика Сан-Педро де ла Наве около Саморы (ок. 680 г.); фрагмент алтарного рельефа из Саламанки VII в. (Museo Archeologico Nacional, Madrid), двойное окно из Мериды второй половины VI в. (Museo Nacional de Arte Romano de Merida).
  • Алфис (исп.) – квадратная или прямоугольная кирпичная или каменная рама, обрамляющая нишу михраба, портал, оконные или дверные проемы на всю высоту или только в их верхней части.
  • Triano A.V. Madinat al-Zahra: Transformation of the Califal City // Revisiting al-Andalus. Leiden-Boston, 2007. P. 3–27.
  • Аббасиды – династия арабских халифов (750–1258), владения которых до X в. охватывали территории Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки. Столицей халифата Аббасидов был Багдад.
  • Замки Омейядов: Мшатта (724–743) в Иордании, Каср аль-Хейр аль-Гарби (724–727) в Сирии.
  • Al-Andalus… P. 247; Papadopulo A. Islam and Muslim Art. New-York, 1979. P. 296.
  • Михраб – в культовых зданиях ислама священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене киблы, к которой молящийся должен быть обращен лицом.
  • Hugh K. Muslim Spain and Portugal: a political history of Al-Andalus. New-York, 1996. P. 96.
  • Около четырех тысяч мраморных колонн было вывезено из Карфагена и Сфакса и установлено в Мадинат аз-Захре. (Barrucand M. Moorish architecture... P. 62.). Сто сорок колонн было подарено Константинопольским двором Абд ар-Рахману III для строительства Мадинат аз-Захры (Papadopulo A. Islam and Muslim Art…P. 296). В Мадинат аз-Захру также были привезены мраморные бассейны из Византии (Barrucand M. Moorish architecture… P. 62).
  • Начало обмену посольствами между Византией и мусульманской Испанией было положено еще в IX в. византийским императором Феофилом (829–842) и продолжено в X в., когда Абд ар-Рахман III в 949 г. принимал в Мадинат аз-Захре византийских послов (церемония этого грандиозного по размаху приема описана в книге
  • Barrucand M. Moorish architecture… P. 66).
  • В архитектуре Аббасидского халифата мы встречаем один из ранних примеров использования многолопастной арки – дворец Угайдир в Ираке, VIII в.
  • Максура (араб. – отгороженная), в средневековой культовой архитектуре ислама деревянный решетчатый барьер или огороженный участок рядом или вокруг минбара в интерьере Большой мечети, предназначенный для главы мусульманской общины или представителя власти.
  • Куфи – общее название группы ранних арабских почерков, которые отличаются прямолинейными и угловатыми начертаниями букв и их соединений.
  • Севилья была второй после Марракеша официальной столицей Альмохадов. Сейчас остатки этой альмохадской постройки входят в состав Королевского Алькасара.
  • Насриды – династия, правившая с 1230 по 1492 г. Гранадским эмиратом, последним сохранявшимся оплотом мусульманской власти на Иберийском полуострове.
  • Альгамбра (от араб. аль-Хамра) – красная. Ансамбль Альгамбры ведет свое начало от старой крепости, существовавшей на холме аль-Сабика в Гранаде еще в XI в. Насриды постепенно создают обширный комплекс, на территории которого располагаются дворцовые постройки, жилые дома, бани, сады, склады, мечеть и кладбище, обнесенные крепостными стенами с двадцатью тремя башнями и четырьмя воротами.
  • Зиллидж (от араб. – глазурованная керамика, кафель). В архитектурном декоре Северной Африки, Испании, Португалии, затем Латинской Америки название фаянсовых расписных или наборных облицовок. В самой Испании более распространен термин azulejo.
  • Медресе (араб. – место учения) – в средневековой мусульманской архитектуре здание с функциями религиозной школы, теологического института или университета.
  • Мукарны (араб. мукарнас – украшенный лепным карнизом) – в арабской архитектуре название ячеистых куполов, сводов, карнизов; то же, что сталактиты.
  • Насх (араб. – переписка) – в арабской каллиграфии один из видов курсивного письма.
  • Каптерева Т.П. Античное искусство Испании и Португалии. М., 1997. С. 188.