Title The tale of Cupid and Psyche in ancient Roman art
Author email ketevan-hatz@yandex.ru
About author Zhurbina, Ekaterina V. Lomonosov Moscow State University, Ph.D. student
In the section Ancient and Medieval Muslim Art
Year 2012 Volume 2 Pages 4652
Type of article RAR Index UDK 7.032(37) Index BBK 85.03
Abstract

The article deals with the problem of relationship between the Cupid and Psyche novel, from the Apuleius’ Metamorphoses, and the Ancient Roman art. A question is raised whether any direct links between them can be found, and whether those links are related to the plot or have symbolical, mainly platonic character.
 

Keywords
Reference Zhurbina, Ekaterina V. The tale of Cupid and Psyche in ancient Roman art. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 2. Eds: Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2012, pp. 46–52. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • В статье используются следующие сокращения:
  • LSJ – Liddell-Scott-Jones Greek Lexicon
  • Ap. Met. – Апулей «Метаморфозы»
  • Plat. R.P. – Платон «Государство»
  • Plat. Phaedr. – Платон «Федр»
  • Plat. Conv. – Платон «Пир»
  • Aristot. Hist. animal. – Аристотель, «История животных»
  • A.P. – Anthologia Palatina
  • Paus. – Павсаний «Описание Эллады»
  • Значительное число трудов по психологии было посвящено анализу этой сказки: Neumann E. Amor and Psyche: Th e psychic development of the feminine. Routledge, 1999; Gollnick J. Love and the Soul: psychological interpretations of the Eros and Psyche myth. Wilfrid Laurier Univ. Press, 1992, и др.
  • Schlam C.C. Cupid and Psyche: Apuleius and monuments. University Park, Pennsylvania, 1976. В книге автор проводит анализ различных иконографий представления Амура и Психеи.
  • LSJ, s. v. ψυχή.
  • Ap. Met. XI, 24.
  • Ap. Met. XI, 8–24.
  • Swahn J. Th e Tale of Cupid and Psyche. Lund. 1955; Wright J. Folk-tale and literary technique in Cupid and Psyche // Classical Quarterly. 1971. Vol. 21. P. 273–284; Scobie A. Apuleius and folklore. London, 1983, и др.
  • Подробнее о влиянии идей Платона на сюжет и трактовку персонажей сказки см.: Hooker W. Apuleius’s Cupid and Psyche as a Platonic myth // Bucknell Review. 1955. Vol. 5. P. 24–38.
  • Plat. R.P. 609–611.
  • Plat. Phaedr. 246b.
  • Ibid. Также см.: Rohde E. Psyche: Th e cult of souls and the belief in immortality among the Greeks. Vol. 6. Routledge, 2000. P. 463–470.
  • Plat. Phaedr. 248b.
  • Plat. Conv. 179с–180b.
  • Ibid. 210а.
  • Самое раннее изображение Психеи относится к VI в. до н. э. На чернофигурной аттической амфоре из Берлина представлена дионисийская сцена с двумя сатирами, один из которых играет на авлосе, а другой танцует. При этом выделяющаяся сперма музицирующего сатира капает на бабочку. Тесная связь образа Психеи с дионисийским культом очевидным образом будет прослеживаться и в древнеримском погребальном искусстве позднего времени.
  • Аристотель в «Истории животных» называет бабочку словом ψυχή (Aristot. Hist. animal. V, 19 (Bekker 551a).
  • О. Вазер считал, что это обозначение бабочки словом ψυχή было позднее распространения самого художественного образа (Waser O. Psyche // Roscher W. Ausführliches Lexicon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. 3. Leipzig, 1908. S. 3201–3256). В данном случае, по мнению Вазера, бабочка, выходящая из кокона, получила свое
  • наименование благодаря образной параллели с представлениями греков о вознесении души, освобождающейся из тела.
  • Apul. Met. V, 23–24. У Платона: «[душа] постигнутая какой-нибудь случайностью, исполнится забвения и зла и отяжелеет, а отяжелев, утратит крылья и падет на землю» (Plat. Phaedr. 248с).
  • Атрибуты Купидона перечисляются в самом тексте «Метаморфоз». Венера грозится отнять их у сына за неповиновение ее воле: «Именно воздержанность окажется мне всего полезнее, чтобы как можно суровее пустомелю этого наказать, колчан забрать, стрел лишить, лук ослабить, факел угасить, да и само тело его обуздать хорошими средствами» (Apul. Met. V, 30). Наличие факела постепенно сблизило иконографию Эрота с изображением бога смерти Танатоса.
  • "Сказав так, налетает она [Венера] на ту, по-всякому платье ей раздирает, за волосы таскает, голову ее трясет и колотит нещадно…" (Apul. Met. VI, 10).
  • В одной из эпиграмм Мелеагра описывается момент страданий души от мук, чинимых Эротом, поджига-ющим крылья души-Психеи (A.P. 12, 132).
  • Schlam C.C. Cupid and Psyche... P. 15.
  • Plat. R. P. IV, 439d.
  • Relihan J.C. Th e Tale of Cupid and Psyche. Hackett Publishing, 2009. P. 28; Schlam C.C. Cupid and Psyche... P. 21–22 и др.
  • Rohde E. Psyche...
  • Скульптура является римской копией оригинала кон. III – нач. II в. до н. э.
  • Paus. V, 5, 5.
  • Apul. Met. VI, 10.
  • В то же время в ходе повествования Апулей добавляет в сказку много деталей, явно почерпнутых им из римской юридической практики, в том числе и из области брака и семейных взаимоотношений.