Bibliography |
- В статье используются следующие сокращения:
- LSJ – Liddell-Scott-Jones Greek Lexicon
- Ap. Met. – Апулей «Метаморфозы»
- Plat. R.P. – Платон «Государство»
- Plat. Phaedr. – Платон «Федр»
- Plat. Conv. – Платон «Пир»
- Aristot. Hist. animal. – Аристотель, «История животных»
- A.P. – Anthologia Palatina
- Paus. – Павсаний «Описание Эллады»
- Значительное число трудов по психологии было посвящено анализу этой сказки: Neumann E. Amor and Psyche: Th e psychic development of the feminine. Routledge, 1999; Gollnick J. Love and the Soul: psychological interpretations of the Eros and Psyche myth. Wilfrid Laurier Univ. Press, 1992, и др.
- Schlam C.C. Cupid and Psyche: Apuleius and monuments. University Park, Pennsylvania, 1976. В книге автор проводит анализ различных иконографий представления Амура и Психеи.
- LSJ, s. v. ψυχή.
- Ap. Met. XI, 24.
- Ap. Met. XI, 8–24.
- Swahn J. Th e Tale of Cupid and Psyche. Lund. 1955; Wright J. Folk-tale and literary technique in Cupid and Psyche // Classical Quarterly. 1971. Vol. 21. P. 273–284; Scobie A. Apuleius and folklore. London, 1983, и др.
- Подробнее о влиянии идей Платона на сюжет и трактовку персонажей сказки см.: Hooker W. Apuleius’s Cupid and Psyche as a Platonic myth // Bucknell Review. 1955. Vol. 5. P. 24–38.
- Plat. R.P. 609–611.
- Plat. Phaedr. 246b.
- Ibid. Также см.: Rohde E. Psyche: Th e cult of souls and the belief in immortality among the Greeks. Vol. 6. Routledge, 2000. P. 463–470.
- Plat. Phaedr. 248b.
- Plat. Conv. 179с–180b.
- Ibid. 210а.
- Самое раннее изображение Психеи относится к VI в. до н. э. На чернофигурной аттической амфоре из Берлина представлена дионисийская сцена с двумя сатирами, один из которых играет на авлосе, а другой танцует. При этом выделяющаяся сперма музицирующего сатира капает на бабочку. Тесная связь образа Психеи с дионисийским культом очевидным образом будет прослеживаться и в древнеримском погребальном искусстве позднего времени.
- Аристотель в «Истории животных» называет бабочку словом ψυχή (Aristot. Hist. animal. V, 19 (Bekker 551a).
- О. Вазер считал, что это обозначение бабочки словом ψυχή было позднее распространения самого художественного образа (Waser O. Psyche // Roscher W. Ausführliches Lexicon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. 3. Leipzig, 1908. S. 3201–3256). В данном случае, по мнению Вазера, бабочка, выходящая из кокона, получила свое
- наименование благодаря образной параллели с представлениями греков о вознесении души, освобождающейся из тела.
- Apul. Met. V, 23–24. У Платона: «[душа] постигнутая какой-нибудь случайностью, исполнится забвения и зла и отяжелеет, а отяжелев, утратит крылья и падет на землю» (Plat. Phaedr. 248с).
- Атрибуты Купидона перечисляются в самом тексте «Метаморфоз». Венера грозится отнять их у сына за неповиновение ее воле: «Именно воздержанность окажется мне всего полезнее, чтобы как можно суровее пустомелю этого наказать, колчан забрать, стрел лишить, лук ослабить, факел угасить, да и само тело его обуздать хорошими средствами» (Apul. Met. V, 30). Наличие факела постепенно сблизило иконографию Эрота с изображением бога смерти Танатоса.
- "Сказав так, налетает она [Венера] на ту, по-всякому платье ей раздирает, за волосы таскает, голову ее трясет и колотит нещадно…" (Apul. Met. VI, 10).
- В одной из эпиграмм Мелеагра описывается момент страданий души от мук, чинимых Эротом, поджига-ющим крылья души-Психеи (A.P. 12, 132).
- Schlam C.C. Cupid and Psyche... P. 15.
- Plat. R. P. IV, 439d.
- Relihan J.C. Th e Tale of Cupid and Psyche. Hackett Publishing, 2009. P. 28; Schlam C.C. Cupid and Psyche... P. 21–22 и др.
- Rohde E. Psyche...
- Скульптура является римской копией оригинала кон. III – нач. II в. до н. э.
- Paus. V, 5, 5.
- Apul. Met. VI, 10.
- В то же время в ходе повествования Апулей добавляет в сказку много деталей, явно почерпнутых им из римской юридической практики, в том числе и из области брака и семейных взаимоотношений.
|