Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-6-49
Title Функции и символика стаффажа в пространстве ландшафтного полотна в России второй половины XVIII века
Author email ankarev@yandex.ru
About author Карев, Андрей Александрович — доктор искусствоведения, профессор. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (НИИ РАХ), Пречистенка, 21, Москва, Российская Федерация, 119034; ankarev@yandex.ru; SPIN-код: 4876-2194; ORCID: 0000-0001-5067-7288
In the section Русское искусство XVIII–XIX веков DOI10.18688/aa2313-6-49
Year 2023 Volume 13 Pages 616627
Type of article RAR Index UDK 7.045, 7.047 Index BBK 85.147.6
Abstract

В статье рассматривается роль и место стаффажа в иллюзорном пространстве станкового живописного произведения во взаимодействии с комплексом проблем, так или иначе связанных с пейзажем. Вопрос ранее так не ставился, поскольку стаффаж в истории искусства привычно воспринимается как порой необходимое, но неизменно второстепенное дополнение жанра или «рода» живописи, который в XVIII в. назывался «ландшафт». Поскольку в России одна из важнейших ветвей ландшафта, связанного, прежде всего, с творчеством Семёна Щедрина, представляет собой изображение паркового пространства, то перспективным мыслится обращение к закономерностям устройства этого пространства вкупе с правилами поведения владельцев усадьбы и их гостей, получившими отражение в живописной версии. При этом учитывается и опыт работы русских живописцев в духе идеального итальянского пейзажа. Пример специфической вариации усадебного стаффажа можно увидеть и в полотнах И. М. Танкова. Характерная для творчества этого мастера гротескность в трактовке образа российского пейзанина становится более очевидной в сельских видах, посвященных праздникам.

В целом же в существующих вариантах ландшафта во всей полноте встает вопрос микро-макрокосмических корреляций, связанный с темой «человек и природа», интерес к которой обострился в конце XVIII столетия. В этих условиях возникает традиция мысленного присоединения зрителя к изображенному стаффажу для того, чтобы в соответствии с представлениями сентименталистов вместе со всеми открыть свое сердце на природные красоты. Выявление в вариациях стаффажа резонанса ряда литературных и изобразительных мотивов позволило среди самых важных для ландшафтной живописи тем выделить пастораль и сентиментальное путешествие. Есть все основания полагать, что в практике взаимодействия со зрителем мастерами ландшафта активно используются эмблематические и символические потенции стаффажа, способствующие созданию плотной аллегорической атмосферы, достойной исторической картины.

Keywords
Reference Карев А. А. Функции и символика стаффажа в пространстве ландшафтного полотна в России второй половины XVIII века // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 13. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2023, pp. 616–627. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-6-49
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / Под общ. ред. А. М. Кантора. — М.: Эллис Лак, 1997. — 736 с.
  • 2. Брук Я. В. У истоков русского жанра. XVIII век. — М.: Искусство, 1990. — 266 с.
  • 3. Быкова Ю. И. Частный заказ в русском искусстве XVIII – начала XIX века и князья Куракины. — М.: БуксМАрт, 2016. — 360 с.
  • 4. Вдовин Г. В. Краткие тезисы к проблеме интерпретации семантики усадебного пространства и его мифологемы (на примере Останкинского усадебного комплекса) // Искусствознание. — 2003. — № 2. — С. 245–271
  • 5. Долгоруков И. М. Прогулка в Кускове // Поэзия дворянских усадеб / Сост. Л. И Густова. — СПб.: Паритет, 2008. — С. 116–120.
  • 6. Карев А. А. «Сердце, отверстое на прелести природы». Боровиковский, Львов, и русский руссоизм // Собрание. — 2005. — № 3 (6). — С. 34–38.
  • 7. Керлот Х. Э. Словарь символов. — М.: REFL-book, 1994. — 608 с.
  • 8. Комашко Н И. Русская икона XVIII века. — М.: Агей Томеш, 2006. — 340 с.
  • 9. Михалева С. В. Художественное наследие Андрея Тимофеевича Болотова // Восхождение. Творческое наследие рода Болотовых. Каталог / Тульский музей изобразительных искусств. Сост. М. Н. Кузина, Л. Г. Черезова; под общ. ред. М. Н. Кузиной. — Тула: Шар, 2001. — С. 3–12.
  • 10. Моисеева С. В. «…К лучшим успехам и славе Академии»: Живописные классы Санкт-Петербургской Академии художеств XVIII – первой половины XIX века. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. — 216 с.
  • 11. Писарев А. А. Начертание художеств, или Правила в живописи, скульптуре, гравировании и архитектуре с присовокуплением разных отрывков касательно до художеств, выбранных из лучших сочинителей. — СПб.: Изд. В. Антоновым, тип. В. Плавильщикова, 1808. — 214 с.
  • 12. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 6 томах. — Т. 1. — М.: Молодая гвардия, 1949. — 432 с.
  • 13. Рязанцев И. В. Скульптура в России. XVIII — начало XIX века. Очерки. — М.: Жираф, 2003. — 544 с.
  • 14. Саськова Т. В. Пастораль в русской поэзии XVIII века. — М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 1999. — 166 с.
  • 15. Словарь русского языка XVIII века. — Вып. 18 / Гл. ред. З. М. Петрова, ред. выпуска Е. Э. Биржакова. — СПб.: Наука, 2011. — 261 с.
  • 16. Соколов М. Н. Мистерия соседства: К метаморфологии искусства Возрождения. — М: Прогресс-Традиция, 1999. — 535 с.
  • 17. Соколов М. Н. Принцип рая. Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида. — М.: Прогресс-Традиция, 2011. — 704 с.
  • 18. [Урванов И. Ф.] Краткое руководство к познанию рисования и живописи историческаго рода, основанное на умозрении и опытах. Сочинено для учащихся И.У. — СПб.: Тип. Морского шляхетского кадетского корпуса, 1793.— 145 с.
  • 19. Усачева С. В. Федор Матвеев. Путешествие по Италии: к 250-летию со дня рождения художника. — М.: Пинакотека, 2008. — 159 с.
  • 20. Усачева С. В. В поисках натуры: Очерки истории русской пейзажной живописи эпохи классицизма. — М.: Российская академия художеств, НИИ РАХ, 2021. — 240 с.
  • 21. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII – начала XIX века. — М.: Искусство, 1953. — 581 с.
  • 22. Херасков М. М. Избранные произведения / Вступит. ст., подготовка текста и примеч. А. В. Западова. — Л.: Советский писатель, 1961. — 411 с.
  • 23. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. Перевод с англ. А. Майкапара. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. — 656 с.
  • 24. Черная Л. А. Языческая Русь. — М.: Молодая гвардия, 2001. — 249 с.
  • 25. Эмблемы и символы = Emblemata et symbola / Вступ. ст. и коммент. А. Е. Махова. — М.: ИНТРАДА, 2000.— 368 с.
  • 26. Clark K. Landscape into Art. — Boston: Beacon Press, 1961. — 147 p.