Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-3-29
Title Повествовательные циклы в иконописи и лицевых рукописях XVI – начала XVII века. Проблема композиционной организации
Author email soniaaitova@mail.ru
About author Аитова, Софья Николаевна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, ул. Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; soniaaitova@mail.ru; SPIN-код: 9997-5359; ORCID: 0000-0002-0296-8176
In the section Древнерусское искусство DOI10.18688/aa2313-3-29
Year 2023 Volume 13 Pages 364373
Type of article RAR Index UDK 7.046.3 Index BBK 85.03(2)
Abstract

Автор статьи предлагает рассматривать метаморфозы в композиционном устройстве повествовательных циклов в иконописи Позднего средневековья в контексте соответствующих художественных процессов, происходящих в лицевых рукописях. В это время в иконописи мы наблюдаем ряд тенденций: усложнение нарративного цикла в традиционном типе житийных икон (например, расположение нескольких сюжетных эпизодов в одном клейме), увеличение количества сцен и персонажей для усиления и нагнетания символической идеи, расширение иконографически стандартных сюжетов до повествовательных циклов (например, иконы «Рождества Христова» расширенного состава). Необходимо определить, какое место для понимания содержания перечисленных художественных явлений занимают лицевые манускрипты. Рукописи этого времени (например, «Слово о зачатии Иоанна Предтечи» в Егоровском сборнике 1560–1570-е гг. (РГБ, ф. 98, № 1844), лицевое житие Сергия Радонежского конца XVI  в., РГБ, ф. 304/III, № 21) также развиваются в русле трансформаций принципов иллюстрирования. При методологическом анализе такой проблематики есть соблазн обусловить стремление к «повествовательности», а также соответствующие композиционные изменения в иконах влиянием миниатюры. Однако в нашем исследовании предлагается рассматривать эти два вида изобразительного искусства, две формы визуальной передачи информации как самостоятельные явления. Они имеют точки соприкосновения в контексте обозначенной проблематики. При этом речь идёт не столько о прямом влиянии одного вида искусства на другое, сколько о готовности принять и ассимилировать определённые художественные принципы, присущие другой форме живописи, для решения конкретных задач смыслового содержания изображения.

Keywords
Reference Аитова С. Н. Повествовательные циклы в иконописи и лицевых рукописях XVI – начала XVII века. Проблема композиционной организации // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 13. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2023, pp. 364–373. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-3-29
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Аитова С. Н. Новые композиционные типы житийных икон в ярославской и костромской живописи во 2-й половине XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы теории и истории христианского искусства. — 2022. — № 45. — С. 79–98.
  • 2. Антонова Л. И. Иллюстративный цикл жития Нифонта и макарьевская книгописная мастерская. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей Библиотеки РАН. — СПб.: БАН, 2005. — С. 63–71.
  • 3. Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. — М.: Индрик, 2008. — 364 с.
  • 4. Вилинбахова Т.Б. Строгановская икона конца XVI – начала XVII века. — СПб.: Аврора; Калининград: Янтарный сказ, 2005. — 96 с.
  • 5. Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве / Ред. Е. М. Юхименко. — М.: Интербук-бизнес, 2009. — 284 с.
  • 6. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием [Факсимильное издание рукописи РГБ. Ф. 304, III, № 21.] / Авт. ст. В. Ф. Молчанов, И. В. Левочкин. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010. — 512 с.
  • 7. Журавлева И.А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля // Русская художественная культура XV–XVI веков: Сб. статей. — М., 1998. — С. 118–144.
  • 8. Искусство Великого Новгорода. Эпоха святителя Макария. Альманах / Сост. И.А. Шалина, ред. О. Клокова. — Вып. 486. — СПб: Palace Editions, 2016. — 208 с.
  • 9. Лицевой сборник Чудова монастыря. Научный аппарат. / Сост. И.В. Левочкин, М.С. Крутова. — М.: ООО Фирма «АКТЕОН», 2008. — 142 с.
  • 10. Маркина Н.Ю. О двух памятниках времени Ивана Грозного из Успенского собора Московского Кремля // Русская художественная культура XV–XVI веков: Сб. статей. — М., 1998. — С. 145–174.
  • 11. Нечаев В.Н. Нутровые палаты в русской живописи XVII века // Русское искусство XVII века. Сборник статей по истории русского искусства допетровского периода. — Л., 1929. — С. 27–62.
  • 12. Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. — М.: Наука, 1965. — 334 c.
  • 13. Преображенский А. С. Иконы с житийными сценами в среднике. О типологии некоторых произведений мастеров Оружейной палаты и других художественных центров // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Сб. научных статей. — 2020. — Т. XVII. — C. 247–274.
  • 14. Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. — Вып. XIX. — М.. 1999. — С. 164–217.
  • 15. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. — 752 с.
  • 16. Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…». Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. — М.: Северный паломник, 2007. — 384 c.
  • 17. Успенский Б. А. О семиотике иконы // Труды по знаковым системам. — Вып. V. — Тарту, 1971. — С. 178–223.
  • 18. Царство и Царствие. Русская икона XVI века: Книга-календарь на 2003 год / Авт. вступ. ст. и аннотаций Л.В. Нерсесян. — Минск: Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano: La Casa di Matriona, 2002. — 50 с.
  • 19. Щепкин В.Н. Житие Нифонта лицевое XVI века. — М., 1903. — 51 с.
  • 20. Юферева Н.Э. Древнерусский иллюстратор житий святых. Нетекстовая текстология. — М.: Издательство ПСТГУ, 2013. — 310 с.
  • 21. XVI век. Эпоха митрополита Макария / Исторический музей; cост. Е.М. Юхименко, Э.В. Шульгина. — М., 2019. — 456 с.
  • 22. Stichel R. Die Geburt Christi in der Russischen Ikonenmalerei. Voraussetzungen in Glauben und Kunst des christlichen Ostens und Westens. — Stuttgart: Steiner, 1990. — 175 p.