Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-3-27
Title Икона святых апостолов Петра и Павла из Белозерска и ее место в истории древнерусского искусства первой трети XIII века
Author email shalina_irina@mail.ru
About author Шалина, Ирина Александровна — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник. Государственный Русский музей. Инженерная ул., д. 4, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186; shalina_irina@mail.ru; SPIN-код: 2847-8544; ORCID: 0000-0001-8187-6677
In the section Древнерусское искусство DOI10.18688/aa2313-3-27
Year 2023 Volume 13 Pages 336347
Type of article RAR Index UDK 75.033.2.94(47).043.246.3 Index BBK 85.14
Abstract

Храмовая икона апостолов Петра и Павла, обнаруженная в 1926 г. в иконостасе одноименной церкви в Белозерске и поступившая в ГРМ из московских Центральных реставрационных мастерских в 1934 г., судя по описанному в источниках драгоценному убору, была почитаемым городским образом. В кратких упоминаниях неизменно отмечается традиционность ее иконографии, якобы повторившей произведение XI в. из Софийского собора Новгорода. Между тем это уникальный пример фронтального изображения двух апостолов с почти зеркальными позами и жестами. Икона отступает от византийской схемы, нередко располагавшей Павла по правую руку Христа, но главное, представлявшей фигуры развернутыми друг другу в молении Спасителю. На наш взгляд, столь устойчивая композиция сложилась в результате выделения ядра сцены передачи Закона или ключей — Traditio legis или Traditio clavium. В случае с иконой из Белозерска подчеркнутая фронтальность святых отвечала поискам русского искусства XIII в. в обретении открытого, обращенного к предстоящему молитвенного образа и соответствовала представлению о триумфальной незыблемости святых, столь свойственному этой эпохе. В основе композиции лежит идея цельности парного портрета, получившего особое распространение в отечественной иконописи, — ёмкого образа миропорядка и духовного братства. Впоследствии иконография прямоличных Петра и Павла известна по единичным примерам, скорее всего, повторявшим прославленные святыни, в том числе белозерский памятник.

Произведение традиционно датируют в широких границах конца XII – середины XIII столетия, хотя стилистические особенности позволяют отнести его к 1220-м гг. Так же неопределенны мнения относительно атрибуции живописи и идентификации художественного центра. Начиная с В. Н. Лазарева большинство исследователей, в том числе Э. С. Смирнова и Г. С. Колпакова, связывали создание иконы с Новгородом. В. И. Антонова и А. А. Рыбаков, а в последнее время Л. И. Лифшиц, считали произведение близким ростово-ярославскому кругу памятников. Однако образный строй, колорит и своеобразные приемы письма находят параллели в иконе «Успение» из Десятинного монастыря в Новгороде и в изображениях пророков на полях «Богоматери Белозерской», что позволяет считать памятник новгородским.

Keywords
Reference Шалина И. А. Икона святых апостолов Петра и Павла из Белозерска и ее место в истории древнерусского искусства первой трети XIII века // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 13. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2023, pp. 336–347. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-3-27
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Анисимов А. И. Раскрытие памятников древнерусской живописи (1920) // Анисимов А. И. О древнерусском искусстве. Сб. статей. — М.: Советский художник, 1983. — С. 81–103.
  • 2. Антонова В. И. Памятники живописи Ростова Великого: дисс… канд. иск. Рукопись. — М., 1947. — 259 с.
  • 3. Барашкова В. С. Торговые связи Белозерского края в XVI – нач. XVII вв. // Вопросы истории хозяйства и населения России XVII в. Очерки по исторической географии XVII в. / Отв. ред. Л. Г. Бескровный, Я. Е. Водарский; Академия наук СССР, Институт истории СССР. — М., 1974. — С. 25–37.
  • 4. Белозерская писцовая книга 1677 года // Новгородский сборник (Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей: В 5 вып.) / Под ред. Н. Богословского. Вып. II. — Новгород: изд. Новгородского cтатистического комитета, в тип. Сухова и Классона, 1865. — 416 с.
  • 5. Гераклитов А. А. Акты и грамоты Кирилло-Белозерского монастыря: (Из архива Саратовской архивной комиссии) // Труды Саратовской губернской ученой архивной комиссии. — Вып. 31. — 1914. — С. 3–27.
  • 6. Гордиенко Э. А. О происхождении двух белозерских икон XIII в. // Искусство Руси, Византии и Балкан XIII века. Тезисы докладов конференции. Москва, сентябрь, 1994. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. — С. 39–40.
  • 7. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 3. Древнерусская живопись XII–XIII веков (Древнерусское искусство X–XVII веков. Иконопись XVIII–XX веков). — М.: ГТГ, 2020. — 608 с.
  • 8. Дозорная книга города Белоозера «письма и дозору» Г. И. Квашнина и подьячего П. Дементьева 1617/18 гг. (подг. к печ. Ю. С. Васильевым) // Белозерье: Историко-литературный альманах. Вып. 1 / Старинные города Вологодской области. — Вологда: Русь, 1994. — С. 39–48.
  • 9. Захаров С. Д. Древнерусский город Белоозеро / РАН. Ин-т археологии. — М.: Индрик, 2004. — 392 с.
  • 10. Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI века. — М.: Северный паломник, 2008. — 576 с.
  • 11. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. — М.: Северный паломник, 2009. — Т. 1. — 578 с.
  • 12. Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 597 с.
  • 13. Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. — М.: Наука, 1970. — 344 с.
  • 14. Лифшиц Л. И. Об этапах развития стиля русской живописи в первой трети XIII века. Предварительные заметки // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. Сб. статей в честь О. С. Поповой / Ред.-сост. А.В. Захарова, О. В. Овчарова, И. А. Орецкая. — М.: ГИИ, 2021. — С. 210–231.
  • 15. Миjовиħ П. Сликарство // Жича. Историjа. Архитектура. Сликарство. — Београд: Књижевне новине, 1969. — 224 с.
  • 16. Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI –начало XVI века. — М.: Северный паломник, 2012. — 542 с.
  • 17. Преображенский А. С. Чеканный орнаментальный декор новгородских икон XV века // Путем орнамента: исследования по искусству Византийского мира. Сб. статей / Сост. и отв. ред. А. Л. Саминский. — М.: МАКС Пресс, 2013. — С. 96–145.
  • 18. Пуцко В. Г. Иконы в древнем Белозерье // Белозерье: Историко-литературный альманах. Вып. 1 / Старинные города Вологодской области. — Вологда: Русь, 1994. —С. 236–244.
  • 19. Рыбаков А. А. Иконопись Вологодского региона Русского Севера XIII–XVIII веков. Центры, памятники и мастера. К проблеме историко-художественной классификации «северных писем»: Автореф. дисс. … д. иск. — СПб., 1999. — 48 с.
  • 20. Смирнова Э. С. Живопись древней Руси (находки и открытия). — Л.: Аврора, 1970. — 170 с.
  • 21. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. — М.: Наука, 1976. — 392 с.
  • 22. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — 576 с.
  • 23. Шалина И. А. Икона Богоматери Умиления из Белозерска – новгородский памятник второй четверти XIII века // София. Журнал Новгородской епархии. — 2022. — № 2. —С. 12–18.
  • 24. Экземплярский А. В. Владетельные князья Белозерские. — Ярославль: Тип. Губернского правления, 1888. — 35 с.
  • 25. Pietro e Paolo: la storia, il culto, la memoria nei primi secoli. Catalogo della mostra / A cura di A. Donati. — Milano: Electa, 2000. — 257 p.
  • 26. San Nicola. Splendori d’arte d’Oriente e d’Occidente / A cura di M. Bacci. — Pesaro; Milano: Skira, 2006. — 400 p.
  • 27. Βοκοτόπουλος Π. Ελληνική Τέχνη. Βυζαντινές εικόνες. — Αθήνα: Εκδοτική Αθηνών, 1995. — 229 σ.