Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-9-59
Title Антропология обобщённых образов этрусского портрета
Author email larusparus@mail.ru
About author Шпак, Лариса Юрьевна — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник. Институт и музей антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Моховая ул., д. 11, Москва, Российская Федерация, 125009; larusparus@mail.ru; SPIN-код: 9981-8790; ORCID: 0000-0002-6936-9426
In the section Междисциплинарные методы в изучении культурного наследия DOI10.18688/aa2313-9-59
Year 2023 Volume 13 Pages 735747
Type of article RAR Index UDK 572; 7.041. Index BBK 28.7; 85.1.
Abstract

В бесценной для физического антрополога галерее античных лиц, представленных произведениями искусства, особое место занимает этрусский портрет. Большое количество скульптурных изображений этрусков выполнено в жанре физиономического портрета, который натуралистично передаёт отдельные элементы внешности, важные для описательного анализа морфологической изменчивости. Краниологические и палеогенетические данные в отношении происхождения этрусков весьма противоречивы. В научной литературе практически нет примеров работ по антропологическому описанию внешности этрусков на основе анализа групп различных изобразительных источников и их визуализации. Целью исследования стало получение антропологических характеристик и обобщённых портретов трёх различных групп этрусских изобразительных источников и их интерпретация в контексте этногенеза этрусков. Материалы исследования: погребальная живопись VI–III вв. до н.э. и погребальная скульптура III–I вв. до н.э., вотивная скульптура V–I вв. до н.э. (вотивные терракотовые головы). Исследованные группы изображений обладают различной информативностью и обнаруживают разную степень полиморфизма в отношении морфологических признаков, наиболее достоверным источником выступает погребальная скульптура. Обобщённые портреты по трём группам изобразительных источников демонстрируют неоднозначные результаты в отношении антропологического типа: живописный портрет — наиболее приближен к описанию средиземноморского типа, вотивный портрет — занимает промежуточное положение, портрет по саркофагам — наиболее приближен к описанию альпийского типа. Для получения сравнительной информации и дальнейшей интерпретации наших результатов необходимо антропологическое изучение изобразительного искусства других народов античного Средиземноморья.

Keywords
Reference Шпак Л. Ю. Антропология обобщённых образов этрусского портрета // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 13. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2023, pp. 735–747. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-9-59
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Бунак В. В. Антропометрия. — М.: Учпедгиз, 1941. — 368 с.
  • 2. Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. — М.: Искусство, 1982. — 324 с.
  • 3. Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и Древней Италии. — М.: Искусство, 1988. — 303 с.
  • 4. Мавлеев Е. В. Греческие мифы в Этрурии (о понимании этрусками греческих изображений) // Античный мир и археологи. — Саратов, 1979. — Вып. 4. —– С. 82‒104.
  • 5. Мавлеев Е. В. Концепция этрусского портрета. Семантика поиска и художественное открытие // Образ-смысл в античной культуре. — М., 1990. — С. 203‒222.
  • 6. Мавлеев Е. В. Этрурия и Россия // Этруски и Средиземноморье. Язык. Археология. Искусство. XXIII Випперовские чтения Материалы Международного коллоквиума. — М., 1994. — С. 5‒14.
  • 7. Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. — М.: Наука, 1974. — 407 с.
  • 8. Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. — М.: Наука, 1983. —261 с.
  • 9. Перевозчиков И. В., Маурер А. М. Обобщённый фотопортрет: история, методы, результаты // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2009. — № 1. — С. 35‒44.
  • 10. Перевозчиков И. В., Шпак Л. Ю., Шимановская А. С. К антропологии Фаюмского оазиса I‒IV веков нашей эры // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2012. — № 4. — С. 127‒133.
  • 11. Перевозчиков И. В., Шпак Л. Ю. К антропологии этрусков // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. — 2018. — № 1. — С. 73‒85.
  • 12. Савинецкий А. Б., Низаметдинов Ш. У., Сыроежкин Г. В., Сафиуллин А. Э. Разработка методов создания и обработки обобщенных компьютерных изображений и их приложение в антропологии // Научная визуализация. — 2015. — Т. 7. — № 5. — С. 53‒ 67.
  • 13. Соколов Г. И. Искусство этрусков. — М.: Слово, 2002. — 207 с.
  • 14. Чубова А. П. Этрусское искусство. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — 176 с.
  • 15. Чубова А. П. Искусство Этрурии // История искусства зарубежных стран. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — 399 с.
  • 16. Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. — М.: Изд-во МГУ, Высшая школа, 2005. — 400 с.
  • 17. Шпак Л. Ю. Изображение человека в вотивной традиции античного Средиземноморья (по литературным данным) // Вестник МГУ. Серия 23: Антропология. — 2020. — № 4. — С. 138‒152.
  • 18. Becker M. J. Etruscan Skeletal Biology and Etruscan Origins // A Companion to the Etruscans. — Oxford: Wiley Blackwell, 2016. — P. 181‒202.
  • 19. Brendel O. Etruscan Art. — New Haven: Yale University Press, 1995. — 536 p.
  • 20. Camporeale G. Foreign Artists in Etruria // The Etruscan World. — London: Routledge, 2013. — P. 885‒902.
  • 21. Carpino A. Portraiture // The Etruscan World. — London: Routledge, 2013. — P. 1007‒1016.
  • 22. Comella A. Tipologia e diffusione dei complessi votive in Italia in epoca medio e tardo repubblicana: сontributo alla storia dell’artigianto antico // Mélanges de l’École française de Rome. — 1981. — No. 93. — P. 717‒803.
  • 23. Comella A. Offerte in forma di figura umana // Thesaurus cultus et rituum antiquorum (ThesCRA) I / Eds. J. Ch. Barlty et al. — Los Angeles: Getty Publications, 2004.— P. 330–359.
  • 24. Coon S. C. The Races of Europe. — N.Y.: The Macmillan Company, 1939. — 740 p.
  • 25. Cristofani M. Larte degli Etruschi. Produzione e consumо. — Turin: Einaudi, 1978. — 227 p.
  • 26. Galton F. Composite Portraits Made by Combining Those of Many Different Persons into a Single Figure // Nature. — 1878. — No. 18. — P. 97‒100.
  • 27. Gerhardt K. Bemerkungen zur Antropologie der Etruscer // Homo. — 1954. — No. 5 (2–4). — P. 180‒185.
  • 28. Girardon S. P. Italic Votive Terracotta Heads from the British Museum: A Stylistic Appraisal in Their Religious and Historical Settings: Ph. D. Diss. — Institute of archaeology, University College London, 1994. — 566 p.
  • 29. Glinister F. Veiled and Unveiled: Uncovering Roman Influence in Hellenistic Italy // Votives, Places and Rituals in Etruscan Religion. — Leiden: Brill, 2009. — P. 193‒215.
  • 30. Harari M. Etruscan Art or Art of the Etruscans? // Etruscology. — Boston. Berlin: De Gruyter, 2017. — P. 69‒78.
  • 31. Izzet V. Greeks Make It; Etruscans fecit: The Stigma of Plagiarism in the Reception of Etruscan Art // Etruscan Studies. — 2007. — No. 10. — P. 223‒237.
  • 32. Martin R. Lehrbuch der Anthropologie in systematischer darstellung. Erster band: somatologie. — Jena: Verlag von Gustav Fisher, 1928. — 578 S.
  • 33. Moggi-Cecchi J., Pacciani E., Chiarelli B., D’Amore G., Brown K. The Anthropological Study of Etruscan Populations // Etruscan Studies. — 1997. — No. 4. — P. 73‒86.
  • 34. Nagy H. Votives in Their Larger Religious Context // A Companion to the Etruscans. — Oxford: Wiley Blackwell, 2016. — P. 261‒274.
  • 35. Neppi Modona A. The Scientists’ Contributions to Etruscology // CIBA Foundation Symposium on Medical Biology and Etruscan Origins. —– London: J. & A. Churchill Ltd., 1959. — P. 64‒75.
  • 36. Pallotino M. L’origine degli Etruschi. — Rome: Tumminelli, 1947. — 193 p.
  • 37. Perkins P. DNA and Etruscan Identity // Etruscan by Definition: Papers in Honour of Sybille Haynes. — London: The British Museum Press. — 2009. — P. 95‒111.
  • 38. Riis P. J. Etruscan Types of Heads: A Revised Chronology of the Archaic and Classical Terracottas of Etruscan Campania and Central Italy. — København: Munksgaard, 1981. — 102 p.
  • 39. Sergi G. Studi di crani antichi // Atti della Società Romana di Antropologia. — 1900‒1901. — No. 7. — P. 162‒174.
  • 40. Sergi G. Mediterranean Race: A Study of the Origin of European People. — London: W. Scott; New York: C. Scribner’s sons, 1909. — 302 p.
  • 41. Soederlind M. Late Etruscan Votive Heads from Tessennano: Production, Distribution, Sociohistorical Context. — L’Erma Di Bretschneider, 2002. — 433 p.
  • 42. Spivey N. J. Etruscan Art. — London: Thames & Hudson, 1997. — 216 p.
  • 43. Steingraeber S. Zum Phänomen der etruskisch-italischen Votivköpfe // RM (Mitteilungen des Deutschen Archaologishen Instituts, Römische Abteilung). — 1980. — No. 87. — S. 215‒253.
  • 44. Steingraeber S. Catalogo ragionato della pittura etrusca. — Milano: Jaca Book, 1985. — 399 p.
  • 45. Steingräber S. Abundance of Life. Etruscan Wall Painting. — Los Angeles: The J. Paul Getty Museum, 2006. — 328 p.
  • 46. Tassi F., Ghirotto S., Caramelli D., Barbujani G. Genetic Evidence Does Not Support an Etruscan Origin in Anatolia // American Journal of Physical Anthropology. — 2013. — No. 152 (1). — P. 11‒18.
  • 47. The Origin and Legacy of the Etruscans through a 2000-year Archeogenomic Time Transect // Science Advance, Vol. 7, no. 39. 2021 URL: https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.abi7673#bibliography (дата обращения: 10.01.23).
  • 48. Turfa J. M. Anatomical Votives // Thesaurus Cultus et Rituum Antiquorum I. (ThesCRA) / Eds. J.Ch. Balty et al. — Los Angeles: Getty Publications, 2004. — P. 359‒368.
  • 49. Vernesi C., Caramelli D., Dupanloup I., Bertorelle G., Lari M., Cappellini E., Moggi-Cecchi J., Chiarelli B., Castrì L., Casoli A., Mallegni F., Lalueza-Fox C., Barbujani G. The Etruscans: A Population Genetic Study // American Journal of Human Genetics. — 2004. — No. 74 (4). — P. 694‒704.