Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-5-40
Title Скульптура Пьетро Антонио Солари в свете новейших исследований
Author email paleshin@bk.ru
About author Алешин, Павел Алексеевич — кандидат искусствоведения, научный сотрудник. Музеи Московского Кремля, Кремль, Москва, Российская Федерация, 103132; paleshin@bk.ru; SPIN-код: 8743-5246; ORCID: 0000-0002-3846-8851
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2313-5-40
Year 2023 Volume 13 Pages 496503
Type of article RAR Index UDK 7.034(450)4 Index BBK 85.133(3)
Abstract

Вплоть до начала 2010-х гг. в связи с Пьетро Антонио Солари в научной литературе упоминались лишь две скульптуры — «Мадонна дель Коаццоне» из Кастелло Сфорцеско в Милане и надгробие епископа Марко де Капитани из собора Алессандрии. Основной вопрос, до сих пор остающийся открытым, — их стилистическое несоответствие между собой, однако оба произведения подтверждают общепринятое мнение, что Солари не был выдающимся скульптором и его манера довольно архаична для последней четверти XV столетия. Однако недавние исследования Вито Дзани (2011) и Энн Маркхам Шульц (2013) связали с Пьетро Антонио Солари ещё несколько скульптурных произведений. Анализ новых произведений, атрибутированных Пьетро Антонио Солари, а также корректировка сведений, касающихся «Мадонны дель Коаццоне» и надгробия епископа Марко де Капитани, позволяют поставить ряд новых вопросов, а также расширить контекст, в котором следует изучать творчество мастера в области скульптуры.

Keywords
Reference Алешин П. А. Скульптура Пьетро Антонио Солари в свете новейших исследований // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 13. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2023, pp. 496–503. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-5-40
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Алешин П. А. Итальянский период творчества Пьетро Антонио Солари. Архитектура // Искусствознание. — 2023. — № 1. — С. 10–26.
  • 2. Бондаренко И. А. Солари Пьетро Антонио // Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV — середины XVIII века / Отв. ред. И. А. Бондаренко. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — С. 531–533.
  • 3. Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI—XV вв.) // Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. — М.: Наука, 1978. — С. 227–296.
  • 4. Подъяпольский С. С. Итальянские строительные мастера в России в конце XV — начале XVI в. по данным письменных источников (опыт составления словаря) // Подъяпольский С. С. Историко-архитектурные исследования. Статьи и материалы. — М.: Индрик, 2006. — С. 293–312.
  • 5. Солари // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://old.bigenc.ru/fine_art/text/3633856 (дата обращения: 24.01.2023).
  • 6. Annali della Fabbrica del Duomo di Milano dall’origine fino al presente pubblicati a cura della sua Amministrazione. Vol. 1–2. — Milano: Libreria Editrice G. Brigola, 1877. — 316 p.
  • 7. Annali della Fabbrica del Duomo di Milano dall’origine fino al presente pubblicati a cura della sua Amministrazione. Vol. 3. — Milano: G. Gribola e Comp., 1880. — 322 p.
  • 8. Biscaro G. La Madonna del coazzone ed i Solari // Bollettino storico della Svizzera italiana. — 1912. — No. XXXIV, 7–12. — P. 77–80.
  • 9. Facchi M. La scultura a Piacenza in età sforzesca. Tesi di Dottorato. XXVII ciclo (2012–2014). Vol. I: Testi. URL: http://eprints-phd.biblio.unitn.it/1558/1/Volume_1.pdf (дата обращения: 24.03.2022).
  • 10. Fiorio M. T. Madonna del Coazzone // Museo d’arte antica del castello Sforzesco. Scultura lapidea, I—IV / A cura di M. T. Fiorio, G. A. Vergani. — Milano, 2012–2015. —Vol. 2. — P. 121–126, no. 535.
  • 11. Gritti J. Solari, Guiniforte // Dizionario Biografico degli Italiani. Vol. 93 (2018). URL: https://www.treccani.it/enciclopedia/guiniforte-solari_%28Dizionario-Biografico%29/ (дата обращения: 4.03.2022).
  • 12. Gritti J. Solari, Pietro Antonio // Dizionario Biografico degli Italiani. Vol. 93 (2018). URL: https://www.treccani.it/enciclopedia/pietro-antonio-solari_%28Dizionario-Biografico%29/ (дата обращения: 22.02.2022).
  • 13. Malaguzzi Valeri F. I Solari architetti e scultori lombardi del XV secolo // Italienische Forschungen vom Kunsthistorischen Institut in Florenz, I. Berlin, 1906. URL: https://archive.org/stream/italienischefors01kuns/italienischefors01kuns_djvu.txt (дата обращения: 22.02. 2022).
  • 14. Markham Schulz A. The Youth of Cristoforo Solari // Arte Lombarda. — 2013, Nuova Serie. — No. 167 (1). — P. 96–105.
  • 15. Nagel A., Wood C. S. Anachronic Renaissance. — New York: Zone Books, 2010. — 456 p.
  • 16. Pigler A. La Vierge aux épis // Gazette des beaux-arts. — T. VIIIe–VIe période,‎ juillet 1932. — P. 129–136.
  • 17. Sant’Ambrogio D. Il pallio o trittico marmoreo di Vighignolo nel patrio Museo Archeologico di Milano // Archivio storico dell’arte, s. 2, II (1896). — P. 188–194.
  • 18. S. Francesco. URL: https://www.movio.beniculturali.it/icar/aspiacenza_mappestampedisegni/it/117/s-francesco (дата обращения: 7.04.2022).
  • 19. Thomas A. Ährenkleidmaria // Lexikon der Christlichen Ikonographie. Fribourg en Brisgau, 1968. —Bd 1: Allgemeine Ikonographie. A – Ezechiel. — P. 82–85.
  • 20. Vigezzi S. La Scultura in Milano. Vol. 1. — Milan: s.e., 1934. — 632 p.
  • 21. Zani V. Pietro Antonio Solai e Giovan Angelo del Maino: due statue rinascimentali in cattedrale // La cattedrale di Crema. Le trasformazioni nei secoli: liturgia, devozione e rappresentazione del potere. Atti della Giornata di studi, Crema... 2011 / A cura di G. Cavallini, M. Facchi. — Milano: Scalpendi Editore, 2011. — P. 251–257.