Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-28
Title Русская провинциальная церковная стенопись XIX века в истории искусства
Author email annapava@yandex.ru
About author Павлова, Анна Леонидовна — кандидат искусствоведения, заведующая отделом. НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, ул. Пречистенка, д. 21, Москва, Российская Федерация, 119034; старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009. annapava@yandex.ru ORCID: 0000-0002-3651-8448
In the section Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa2212-04-28
Year 2022 Volume 12 Pages 378387
Type of article RAR Index UDK 75 Index BBK 85.103(2) 1
Abstract

Основная задача исследования — показать, как и почему изменялись взгляды специалистов на монументальную живопись XIX в. в храмах Центральной России. Церковная стенопись XIX в. разнообразна по своим направлениям, но ведущими в ней были стилистика классицизма в первой половине столетия и формы эклектики во второй.

Ещё в 1840-е гг. стенопись провинции привлекала внимание, и почти сразу попала под огонь критики. Монументальную живопись обвиняли во вторичности в отношении западноевропейского искусства: использование гравюр в качестве образца свидетельствовало об отсутствии оригинальности и самостоятельности. Церковные стенописи русской провинции не попали в «большую историю искусства» и почти на столетие выпали из сферы интересов специалистов.

Однако изучение истории вопроса показывает, что интерес к стенописи сохранялся на периферии столичного искусствоведения. Параллельно со столичным искусствознанием создаются исследования в регионах, в которых рассматриваются местные произведения искусства. С конца 1980-х гг. вместе с интересом к поздней иконописи стало постепенно увеличиваться число изданий, посвящённых росписям. Благодаря специальным исследованиям и публикациям фотографий в интернете среди широкой аудитории растёт общественный интерес к этому искусству. В последнее время стало ясно, что критические взгляды во многом были связаны с незнанием памятников стенописи. Ключевым моментом в изменении отношения к ним стала публикация и интерпретация документов из региональных архивов, которая в основном ведётся местными учёными.

Keywords
Reference Павлова А. Л. Русская провинциальная церковная стенопись XIX века в истории искусства // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 378–387. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-28
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII – начала XX века. — М.: Северный паломник, 2008. — 604 с.
  • 2. Армеева Л. А. Иконописная школа Троице-Сергиевой лавры в контексте возрождения традиционного иконописания: середина XVIII — начало XXI вв. Дисс. канд. иск. Череповец, 2013. — 228 с.
  • 3. Бакушинский А. В. Искусство Палеха. — М.; Л.: Academia, 1934. — 266 с.
  • 4. Большакова С. Е. Немецкие образцы в росписях Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря // Проблемы развития зарубежного искусства. Германия-Россия. Ч. II. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти М. В. Доброклонского (24–26 апреля 2012 г.): Сб. статей / сост. С. Ю. Верба. — СПб.: Ин-т имени И. Е. Репина, 2015. — C. 49–58.
  • 5. Галашевич А. А., Колпакова Г. С. Иконописных дел мастера кон. XVI – нач. XX вв. в Тверском крае. Материалы к словарю тверских иконописцев // Русская культура XVI–XX вв. Материалы, исследования, публикации. Вып. 4. — Тверь, «Лилия Принт», 2006. — С. 3–47.
  • 6. Губкин О. П. Богатыревы — династия невьянских художников-иконописцев // Из истории художественной культуры Урала: Сб. науч. тр. — Свердловск: УрГУ, 1988. — С. 128–137.
  • 7. Даен М. Е. Академик живописи портретной и исторической Платон Семёнович Тюрин. Вологда, Древности Севера, 2017. — 215 с.
  • 8. Демидов С. В., Кудряшов Е. В. Нерехта. (Малые города России). М.: Изд-во «Отчий дом», 1996. — 144 с.
  • 9. Зонова З. Т. Угрюмов. М.: Искусство, 1966. — 116 с.
  • 10. Иванов П. С. Общественный мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья. URL: http://tversvod.ru/ (дата обращения: 28.04.2020)
  • 11. Иванов П. С. Храмы Новоторжской земли. Церковно-краеведческие очерки. —Тверь, 2010. — 128 с.
  • 12. Ивлев Д. М. К строительной истории собора Николо-Теребенского монастыря. 2017. URL: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1203174 (дата обращения: 28.04.2020).
  • 13. Ивлев Д. М. Максатихинский район. Николо-Теребенский монастырь. Живописцы Николо-Теребенского монастыря. URL: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1207684 (дата обращения: 28.04.2020).
  • 14. Исаева Н. Н. Церковные стенописи Т. А. Медведева и мастеров его круга // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Вып. 8. XII–XX вв. / [отв. ред. Е. Г. Щёболева]. Гос. Ин-т искусствознания. — М.: Наука, 2010. — С. 409–438.
  • 15. Исаева Н. Н. Церковная стенопись // История Русского искусства в 22 т. Т. 14. Искусство первой трети XIX века / Отв. ред. Г. Ю. Стернин. — М.: ГИИ, Северный паломник, 2011. — С. 388–411.
  • 16. Казаринова Н. В. Живописцы и резчики, работавшие в Прикамье в XVIII – первой половине XIX в. // Из истории художественной культуры Урала: Сб. науч. тр. — Свердловск: УрГУ, 1988. — С. 137–147
  • 17. Козлов П. И., Суслов А. И., Чураков С. С. Ярославль. Путеводитель. — Ярославль: Ярославское книжное издательство, 1956. — 208 с.
  • 18. Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиографического словаря. — Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1998. — 192 с.
  • 19. Комашко Н. И. Русская икона XVIII века: столичная икона, провинциальная икона, народная икона. — М.: Agey Tomesh, 2006. — 337 с.
  • 20. Комашко Н. И. Стенописи Троицкой церкви в селе Красное-Сумароковых Нерехтского уезда 1768 года и храмовая живопись Поволжья третьей четверти XVIII века // Филевские чтения. Тезисы 11-ой научной конф. по проблемам русской художественной культуры ХVII — первой половины ХVIII вв. 24–26 декабря 2012 г. — М., 2012. — С. 39–41
  • 21. Комова М. А. Иконное наследие Орловского края XVIII–XIX веков. — М.: Индрик, 2012. — 512 с.
  • 22. Красилин М. М. Росписи и надписи в Казанском соборе Тамбова. Предварительная публикация // Церковное искусство Нового времени / Отв. ред. А. В. Рындина. — М.: Индрик, 2004. — С. 174–182.
  • 23. Кривошеина Н. В. Храмовая декорация Вятки: иконографические программы и художественно-стилевые решения росписей. Автореферат докторской диссертации. Екатеринбург, 2012. — 41 с.
  • 24. Молева Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. — М.: Искусство», 1963. — 408 с.
  • 25. Мохова Г. А. Вятские иконописцы. — Киров: Кировская областная типография, 2001. — 176 с.
  • 26. Некрасов В. И., священник. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. (Из Трудов Тверского Областного Археологического Съезда). — Тверь: Тип. губернского правления, 1905. — 18 с.
  • 27. Никитина Т. Л. Монументальная роспись Казанской церкви в селе Курба // Архитектурное наследство. — Вып. 66. — 2017. — С. 81–91.
  • 28. Попов А. Н. Иконописание: Очерк с обзором соч. по данному вопросу: «Исследование о русском иконописании». — СПб.: тип. К. Крайя, ценз. 1849. — 37 с.
  • 29. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Гос. Ин-т искусствознания. Тверская область. Ч. 2 / Отв. ред. Г. К. Смирнов. — М.: Наука, 2006. — 742 с.
  • 30. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч. 3 / Отв. ред. Г. К. Смирнов. — М: Индрик, 2013. — 752 с.
  • 31. Сипола О. Б. Валаамский монастырь на Ладоге. Художественное убранство церквей XVIII – начала XIX в. — М: Индрик, 2019. — 664 с.
  • 32. Тихомиров, Савва. Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: Т. 1 (1819–1850 гг.). — Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1898. — 512 с.