Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-47
Title В обход цензурных запретов: актёры под видом воинов и воины под видом актёров в гравюре укиë-э
Author email evarshav@risd.edu
About author Варшавская, Елена Юрьевна — Ph. D., преподаватель. Род-Айлендская школа дизайна, 2 Колледж стрит, Провиденс, RI 02903, США. evarshav@risd.edu ORCID: 0000-0002-3615-7072
In the section Искусство Востока DOI10.18688/aa2212-06-47
Year 2022 Volume 12 Pages 597607
Type of article RAR Index UDK 76.01 Index BBK 85.15.5Япо
Abstract

Гравюра укиë-э, форма тиражного городского искусства Японии эпохи Эдо (1603–1868), была вполне независима в выборе сюжетов и изобразительных средств, несмотря на детальную правительственную регламентацию всех сторон жизни общества. Любая печатная продукция рассматривалась сëгунами Токугава как идеологически небезопасная и подлежала инспектированию. К графике укиë-э применялись и тематические, и технические ограничения. В статье рассматриваются два случая, в которых театральная тематика, одна из основных в гравюре укиë-э, оказалась частью потаённого разговора между художниками-создателями гравюр и публикой, для которой эти гравюры предназначались. В 1840-е гг., в эпоху, когда власти были обеспокоены состоянием нравов горожан и хотели воспрепятствовать их увлечению театром Кабуки, художник Утагава Кунисада показал знаменитых актёров под видом воинов — участников процессии владетельного князя даймë. Позже, в 1868 г., когда сëгунское правление было на грани краха, и театр не казался уже реальной угрозой, Тоёхара Кунитика, ученик Кунисада, под видом актёров театра Кабуки изобразил исторических воинов, активно выступавших против режима. Так по причуде истории приёмы маскировки нежелательного содержания гравюр оказались использованными перекрёстно — в зависимости от политических обстоятельств, и, следовательно, от характера цензурных ограничений.

Keywords
Reference Варшавская Е. Ю. В обход цензурных запретов: актёры под видом воинов и воины под видом актёров в гравюре укиë-э // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 597–607. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-47
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Гривнин В. С. Японская печатная книга и её роль в развитии культуры и литературы: диссертация… к. ф. н. Москва, 1962. — 331 с.
  • 2. Нобуо М. Эдо бунгэй со:ва [Серия по литературе и искусству периода Эдо]. — Токио: Яги Сётэн, 1995. — 405 p. (на яп. яз.).
  • 3. Сакума Х. Мо:ри тю:сэй ко:сэйтоку-ки: Фу ко:дзан тёкухимэй гигэ [Записки о прославенных добродетелях Мори Тадамаса (посмертное буддийское имя Мори Такатика). Дополнение: пояснения к эпитафии, составленной по императорскому приказу, в Кодзан (захоронении семьи Мори)]. — Ямагути: Сакума Хисакити, 1924. —83 p. URL: https://dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/917101
  • 4. Самураи Восточной столицы, или Сорок семь преданных вассалов в гравюрах Итиюсая Куниёси и биографиях Иппицуана / Пер. с яп., вступ. ст. и коммент. М. В. Успенского. — Калининград: Янтарный сказ, 1997. — 31 с.
  • 5. Укиё-э о:мусяэ-тэн: мусяэ нихякунэн но рэкиси о тадору [Большая выставка гравюры укиё-э с изображением воинов: История изображений воинов в гравюре двух веков] / Под ред. С. Моритоси и Т. Киёдзи. — Токио: Матида Сирицу Кокусай Ханга бидзюцукан, 2003. — 236 p. (на яп.яз.)
  • 6. Успенский М. В. Куниёси и его время: Японская гравюра XIX в. Школа Утагава: Каталог выставки / Гос. Эрмитаж. — СПб.: ГЭ, 1997. — 223 с.
  • 7. Kornicki P. The Book in Japan. A cultural History from the Beginnings to the Nineteenth Century. — Leiden, Boston, Köln: Brill, 1998. — 498 p.
  • 8. Takeuchi M. Kuniyoshi’s “Minamoto Raikō” and “the Earth Spider”: Demons and Protest in Late Tokugawa Japan //Ars Orientalis. — 1987. — Vol. 17 (1987). — P. 5–16.
  • 9. Thompson S. E. The Politics in Japanese Prints // Undercurrents in the Floating World: Censorship and Japanese Prints / Eds. S. E. Thompson, H. D. Harootunian. —New York: The Asia Society Galleries, 1992. — P. 29–91.
  • 10. Vaporis C. Tour of Duty. — Honolulu: University of Hawaii Press, 2008. — 336 p.