Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-08-57
Title Междисциплинарный подход в исследовании романов без слов первой половины ХХ века
Author email polina.dedykhina@gmail.com
About author Дедюхина, Полина Владимировна — кандидат искусствоведения. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, Волоколамское ш., д. 9, Москва, Российская Федерация, 125080. polina.dedykhina@gmail.com ORCID: 0000-0002-9586-4746
In the section Междисциплинарные методы в изучении культурного наследия DOI10.18688/aa2212-08-57
Year 2022 Volume 12 Pages 715724
Type of article RAR Index UDK 76.01; 7.036.7; 761.1 Index BBK 85.15; 85.103(3)
Abstract

В статье рассматривается проблема изучения такого сложного явления в искусстве графики первой половины ХХ в., как роман без слов. Этот жанр находится на стыке литературы и изобразительного искусства, а также испытывал большое влияние немого кинематографа. Роман без слов, по сути, представляет собой чрезвычайно объёмную графическую серию, заключённую в книжный формат и состоящую из последовательности связанных единым повествованием серии изображений. Изображения существуют в комплексе, представляя единое произведение, состоящее из отдельных элементов. В большинстве случаев автором повествования в романах без слов является сам художник, а произведения не имеют вербально зафиксированной основы. Соединяя в себе черты различных видов искусства, он, при этом, не относится ни к одному из них в полной мере. Таким образом, наиболее объёмное и всестороннее его изучение возможно только на стыке различных подходов. Возможные способы изучения произведений такого рода представлены в статье.

Keywords
Reference Дедюхина П. В. Междисциплинарный подход в исследовании романов без слов первой половины ХХ века // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 715–724. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-08-57
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Арутюнян Ю. И. Методологические особенности классификации графики в современном искусствоведении. // Искусство и дизайн: история и практика: материалы науч.-практ. конф., 20 мая 2020 г.: сб. науч. ст. / науч. ред. М. Е. Орлова-Шейнер. ― СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица , 2020. ― С. 17–24.
  • 2. Ванеян С. С. Образы и миры: европейское окно в мировую науку об образах // Aesthetica Universalis: Independent Informational Aesthetic Cluster (Всеобщая эстетика: независимый информационный эстетический кластер). — 2019. — No. 4(8). — С. 63–136.
  • 3. Дедюхина П. В. «Мой Часослов» Франса Мазереля и особенности визуального языка в романах без слов первой половины ХХ века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2020. — Т. 1, № 2. — С. 206–216.
  • 4. Дедюхина П. В. Особенности жанра романа без слов в Европе и США на примере произведений Франса Мазереля и Линда Уорда // Философия и культура. — 2020. — № 9. — С. 34–45.
  • 5. Злыднева Н. В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. — М.: «Индрик», 2013. — 362 с.
  • 6. Лессинг Г. Избранные произведения. — М.: Художественная литература, 1953. — 640 с.
  • 7. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин: Ээсти Раамат, 1973. — 138 с.
  • 8. Лукичева К. Л. Стиль как визуальный дискурс в изобразительном искусстве и архитектуре // Дискурсология: возможности интерпретации гуманитарного знания: Тезисы докладов участников всероссийской научно-практической конференции с международным участием. / Отв. ред. Л. Н. Синельникова. — 2018. — С. 35–36.
  • 9. Beronä D. A. Wordless Novels in Woodcuts // Print Quarterly. — 2003. — Vol. 20. — No. 1 — P. 61–73.
  • 10. Chute H. L. Disaster Drawn: Visual Witness, Comics, and Documentary Form. — Harvard University Press, 2016 — 376 p.
  • 11. Coates P. The Gorgon’s Gaze. German Cinema, Expressionism, and the Image of Horror. — Cambridge University Press, 1991. — 216 p.
  • 12. Cohen M. S.
The Novel in Woodcuts: A Handbook // Journal of Modern Literature. —1977. —Vol. 6. — No. 2. — P. 171–195.
  • 13. Labov W., Waletzky J. Oral Versions of Personal Experience: Three Decades of Narrative Analysis // Special Volume of a Journal of Narrative and Life History. — 1997. — Vol. 7. — P. 3–38.
  • 14. Masereel F. Die Passion Eines Menschen: 25 Holzchnitte. — Munich: Kurt Wolff, 1927.— 25 S.
  • 15. Masereel F. Mein Stundenbuch: 165 Holzchnitte. — Munich: Kurt Wolff, 1928. — 205 S.
  • 16. Masereel F. Die Idée: 85 Holzchnitte. — Zürich: Im Insel-Verlag, 1959. — 87 S.
  • 17. Masereel F. Die Stadt: 100 Holzchnitte. — Berlin: Verlag Rütten&Loening, 1961. — 103 S.
  • 18. McCloud S. Understanding Comics: The Invisible Art. — Tundra Publishing, 1993. — 222 p.
  • 19. Spiegelman A. Lynd Ward: God’s Man, Madman’s Drum, Wild Pilgrimage. —– Library of America, 2010. — 812 p.
  • 20. Vorms P. Gespräche mit Frans Masereel. — Dresden: Verlag der Kunst, 1967. — 250 S.
  • 21. Ward L. Storyteller without Words. The Wood Engravings of Lynd Ward. — New York: Harry N. Abrams Inc., 1974. — 350 p.
  • 22. Willett P. The Cutting Edge of German Expressionism: The Woodcut Novel of Frans Masereel and Its Influences // A Companion to the Literature of German Expressionism / Ed. N. Donahue. — Camden House Publishing. 2005. — P. 111–134.