Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-19
Title Балкон Европы: бельгийское искусство Fin de Siècle. Взгляд из России
Author email elena.klyushina@gmail.com
About author Клюшина, Елена Витальевна — кандидат искусствоведения, доцент. Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125047. elena.klyushina@gmail.com ORCID: 0000-0002-0006-5010
In the section Искусство Нового времени DOI10.18688/aa2212-03-19
Year 2022 Volume 12 Pages 269280
Type of article RAR Index UDK 7.03 Index BBK 85.143(3)
Abstract

В последние годы искусство и культура Бельгии рубежа веков вызывают повышенное внимание со стороны международного научного сообщества: всё чаще открываются выставки, посвящённые бельгийскому символизму и отдельным его представителям, пересматриваются привычные концепции и принципы музейного экспонирования произведений рубежа XIX–XX вв., заметен существенный рост публикационной активности, направленной на всесторонний анализ художественно-эстетических особенностей сложения и развития бельгийской живописной школы. Однако в отечественном искусствознании лишь в последние несколько лет фиксируется незначительный рост исследовательского интереса к проблемам бельгийского искусства. Целью статьи является демифологизация привычных представлений о периферийности и провинциальности художественной школы Бельгии, типичных для отечественной историографии. Для этого пунктирно намечаются магистральные линии развития искусства Бельгии эпохи Fin de Siècle, выявляются оригинальные исследовательские подходы, которые в последние годы доказали свою эффективность в западной искусствоведческой науке, приводится анализ тех немногих работ, которые были написаны о культуре этой страны отечественными авторами в период с конца XIX до начала XXI в., и предлагаются актуальные направления изучения изобразительного искусства Бельгии, способные послужить основой для пересмотра принятых в современной российской науке подходов к рассмотрению и изучению искусства малых стран Европы.

Keywords
Reference Клюшина Е. В. Балкон Европы: бельгийское искусство Fin de Siècle. Взгляд из России // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 269–280. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-19
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Библиографический указатель: «Символизм в визуальном искусстве: середина XIX – первая треть XX века» / Государственный институт искусствознания; I. Отв. ред. и сост.: И. Е. Светлов; II. Отв. ред. и сост. О. С. Давыдова. — М.: Азбуковник, 2020. — 382 с.
  • 2. Грабарь И. Письма из Мюнхена. II. Фелисьенъ Ропсъ // Мир искусства. — 1899. — Т. 1. — № 1–12. — С. 30–34.
  • 3. Грабарь И. Отвѣтъ г. Жану Брошѳ // Мир искусства. — 1899. — Т. 1. — № 1–12. — С. 116–117.
  • 4. Давыдова О. С. Динамика изучения символизма: российский опыт в контексте европейской традиции // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. —— СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. — С. 743–756. DOI: 10.18688/aa2111-06-53
  • 5. Клюшина Е. В. Общество «XX» и его роль в сложении бельгийского авангарда // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. — 2015. — № 4. — С. 42–54.
  • 6. Клюшина Е. В. Бельгийский акцент финского авангарда: искусство Альфреда Вильяма Финча в Финляндии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 158–167. DOI: 10.18688/aa200-1-15
  • 7. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия 1870–1900. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — 272 с.
  • 8. Ревалд Дж. Постимпрессионизм: От Ван-Гога до Гогена. — Л.; М.: Искусство, 1962. — 436 с.
  • 9. Светлов И. Е. Проблемы символизма в интерпретации Валентины Крючковой // Художественная культура. — 2020. — № 1(32). — С. 29–44.
  • 10. Светлов И. Е. Фатальное молчание Кнопфа // Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX — начала XX века. М.: Прогресс-Традиция, 2021. — С. 517–527.
  • 11. С. Д. Бельгийская выставка в Петербурге // Мир искусства. — 1899. — Т. 1. — № 1–12. — С. 19–20.
  • 12. Тугендхольд Я. А. Антверпен как художественный центр // Русские ведомости. —1914. — 3 октября.
  • 13. Тугендхольд Я. А. Джемс Энзор // Аполлон. — 1915. — № 1. — С. 24–32.
  • 14. Тугендхольд Я. А. Художественная культура Бельгии // Из истории западноевропейского, русского и советского искусства: Избранные статьи и очерки / Сост. Т. П. Каждан. — М.: Советский художник, 1987. — С. 86–98.
  • 15. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. — 2000. — № 1. — С. 47–62.
  • 16. Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. — М.: Искусство, 1973. — 447 с.
  • 17. ARCHIBALD [ARCHive of Belgian Arts Letters and Documents]. URL: https://www.fine-arts-museum.be/en/research/the-digital-museum/archibald (дата обращения: 31.01.2021)
  • 18. Bainbrigge S. Culture and Identity in Belgian Francophone Writing: Dialogue, Diversity and and Displacement. — Bern: Peter Lang AG, Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2008. — 230 p.
  • 19. BALaT [Belgian Art Links and Tools]. URL: http://balat.kikirpa.be/intro.php (дата обращения: 31.01.2021)
  • 20. Colin P. Belgique carrefour de l’Occident. — Paris: Rieder, 1933. — 318 p.
  • 21. Hellens F. Un balcon sur l’Europe. Choix de textes critiques établi et présenté par Paul Gorceix. — Bruxelles: Labor (coll. «Archives du futur»), 1992. — 277 p.
  • 22. Historical Archives of the Royal Museums of Fine Arts. URL: https://www.fine-arts-museum.be/en/research/the-digital-museum/historical-archives (дата обращения: 31.01.2021)
  • 23. Picard Ed. L’âme belge // Revue Encyclopédique. — 24 juillet 1897. — T. XVII. — P. 593–599.
  • 24. Picard Ed. Essai d’une psychologie de la nation belge. — Bruxelles: Larcier, 1906. — 102 p.
  • 25. Roland H. Âme belge, “entre-deux” et microcosme: d’une fin de siècle à l’autre // Textyles. Revue de lettres belgues de langue française. — 2004. — № 4. — P. 7–15.
  • 26. Silverman D. “Modernité Sans Frontières”: Culture, Politics, and the Boundaries of the Avant-Garde in King Leopold’s Belgium, 1885–1910 // American Imago. History, Politics, and Psychoanalysis: In Honor of Carl E. Schorske. — Winter 2011. — Vol. 68. — No. 4. — P. 707–797.
  • 27. Witte E., Craeybeckx J., Meynen Al. Political History of Belgium: From 1830 Onwards. — Brussels: Academic and Scientific Publishers, 2009. — 516 p.