Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-02
Title Ротонда в Конюхе: некоторые аспекты влияния церковной и культурной политики в раннехристианской Дардании
Author email vos-chod@yandex.ru
About author Образцова, Ксения Борисовна — научный сотрудник. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), ул. Душинская, д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024; Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009. vos-chod@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0497-1037
In the section Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa2212-01-02
Year 2022 Volume 12 Pages 2751
Type of article RAR Index UDK 7.033.1 Index BBK 85.113(3)
Abstract

Статья посвящена вопросам литургического устройства раннехристианских храмов на территории Дардании. В основе её лежит историографическая полемика, в рамках которой исследователи пытались сопоставить отдельные характеристики церквей Иллирика с западной или восточной литургической практикой. Латиноязычная Дардания представляет в этой связи особый интерес: согласно некоторым историческим свидетельствам, особенно активно привлекаемым в новейшей историографии, она входила в сферу влияния Рима и противопоставлялась соседним греческим территориям. Комплекс этих проблем рассмотрен в работе на примере одного памятника, ротонды в Конюхе, обладающего всеми элементами литургического устройства, ставшими предметом обозначенного спора.

Эти элементы — помещения при нартексе, восточные компартименты, парапеты колоннады, синтрон, алтарная преграда и амвон — были сопоставлены в работе с возможными аналогами в западной, константинопольской и северо-греческой традиции. Анализ литургического устройства не выявил отчётливых указаний на принадлежность Дардании к римской сфере влияния, но показал, что провинция была плотно вписана в северо-греческую традицию церковного строительства.

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 20–18–00294) в филиале ЦНИИП Минстроя России «Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства».

Keywords
Reference Образцова К. Б. Ротонда в Конюхе: некоторые аспекты влияния церковной и культурной политики в раннехристианской Дардании // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 27–51. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-02
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Алексова Б. Коњух-Големо Градиште // Археолошка Карта на Република Македонија. Т. 2. — Скопје: Македонска академија на науките и уметностите, 1996. — С. 184–185.
  • 2. Воронова А. А. Греческие колонии в Далмации: архитектурная христианизация // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. — С. 359–368. DOI: 10.18688/aa155-4-38
  • 3. Грацианский М. В. Юрисдикция константинопольского патриарха в Восточном Иллирике по данным «Фессалоникского собрания» // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 1 (196). — С. 11–28.
  • 4. Грацианский М. В. Вопрос делегирования полномочий в послании папы Иннокентия I к Руфу Фессалоникскому // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2021. — Вып. 97. — С. 11–32.
  • 5. Кузман П. Археолошки сведоштва за дејноста на Свети Климент Охридски во Охридскиот регион // Словѣне. — 2016. — Вып. 2. — С. 137–178.
  • 6. Нацев Т., Веселинов Д. Ранохристиjански центри во источните области на Республика Македониjа // Пренасянето на сакралност (Локално — регионално — национално). — София: Род, 2021. — С. 441–553.
  • 7. Петров К. Реконструкциjа на амвонот од ротондата во Коњух // Годишен зборник на Филозофскиот факултет. — 1970. — № 22. — С. 271–304.
  • 8. Радојчић С. Црква у Коњуху // Зборник радова Византолошког института. Т. 1. — Белград: Византолошки институт, 1952. — С. 148–167.
  • 9. Стричевић Ђ. Ђаконикон и протезис у ранохришћанским црквама // Старинар. — 1958–1959. — № 9–10. — С. 59–66.
  • 10. Тафт Р. Ф. Великий вход: история перенесения даров и других преданафоральных чинов / Пер. С. Голованова. — Омск: Голованов, 2011. — 544 с.
  • 11. Чанак-Медић М. О ранохришћанским олтарским преградама // Иконостас као културни и духовни печат православних хришћана: Зборник радова. — Крагујевац: Завода за заштиту споменика културе, 2007. — С. 25–37.
  • 12. Четинкая Х. Копать или нет? Случай с открытием раннехристианского баптистерия и церкви в Ульпиане (Косово) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 111–118. DOI: 10.18688/aa166-2-11
  • 13. Aleksova B. Loca Sanctorum Macedoniae: the cult of martyrs in Macedonia from the 4th to the 9th centuries. — Skopje: Makedonska Civilizacija, 1997. — 440 p.
  • 14. Caraher W. R. Church, Society, and the Sacred in Early Christian Greece: PhD Thesis. Columbus: Ohio State University, 2003. — 532 p.
  • 15. Chevalier P. Ecclesiae dalmatiae. L’architecture paléochrétienne de la province romaine de Dalmatie (IVe–VIIe s.). — Split; Rome: Arheološki muzej u Splitu, École française de Rome, 1996. — 276 p.
  • 16. De Blaauw S. Cultus et decor. Liturgia e architettura nella Roma tardoantica e medievale: Basilica Salvatoris, Sanctae Mariae, Sancti Petri. Vol. I e II. — Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1994. — 921 p.
  • 17. Destephen S. Une province romaine sortie de l’ombre: la Dardanie d’après la correspondance du pape Gélase // Mélanges de l’École française de Rome. Antiquité. — 2008. — T. 120, № 1. — P. 163–181.
  • 18. Džidrova L. Art, Form and Liturgy in the Rotunda at Konjuh // Niš and Byzantium. — 2007. — Vol. 5. — P. 150–178.
  • 19. Hoddinott R. F. Early Byzantine Churches in Macedonia and Southern Serbia. A Study of the Origins and the Initial Development of East Christian Art. —London: Macmillan, 1963. — 262 p.
  • 20. Jakobs P. H. F. Die frühchristlichen Ambone Griechenlands. — Bonn: Habelt, 1987. — 342 S.
  • 21. Jeličić-Radonić J. Liturgical Installations in the Roman Province of Dalmatia // Hortus artium medievalium. — 1999. — Vol. 5. — P. 133–145.
  • 22. Jeremić M. The Architecture of the Early Christian Basilica at Bregovina // Hortus artium medievalium. — 2003. — Vol. 9. — P. 221–236.
  • 23. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. — Baltimore: Penguin Books, 1965. — 553 p.
  • 24. Mathews Th. F. An Early Roman Chancel Arrangement and Its Liturgical Functions // Rivista di Archeologia Cristiana. — 1999. — Vol. 38. — P. 73–95.
  • 25. Mathews Th.F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. — University Park: Pennsylvania State University Press, 1971. — 280 p.
  • 26. Mišković M. Prostor i funkcije sakristije u ranokršćanskom razdoblju na primjeru zadarskoga episkopalnog sklopa // Ars Adriatica. — 2013. — Vol. 3. — S. 7–20.
  • 27. Moreau D. La partitio imperii et la géographie des Balkans: entre géopolitique et géoecclésiologie // Costellazioni geo-ecclesiali da Costantino a Giustiniano: Dalle chiese ‘principali’ alle chiese patriarcali. XLIII Incontro di Studiosi dell’ Antichità Cristiana (Roma, 7–9 maggio 2015) (Studia Ephemeridis Augustinianum, 149). — Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2017. — P. 255–285.
  • 28. Nikolajević-Stojković I. Early Byzantine Decorative Architectural Sculpture in Macedonia, Serbia and Montenegro. — Belgrade: Srpska akademija nauka, 1957. — 112 p.
  • 29. Ordo Romanus Primus / Ed. and trans. E. G. Atchley, F. Cuthbert. — London: Moring, 1905. — 199 p.
  • 30. Pallas D. I. L’édifice culturel chrétien et la liturgie dans l’Illuricum oriental // Atti del X Congresso Internazionale di Archeologia Cristiana (Salonicco, sett. 1980). — Città del Vaticano: Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana, 1984. — P. 497–570.
  • 31. Pallas D. I. Monuments et textes. Remarques sur la liturgie dans quelques basiliques paléochrétiennes // Ἐπετηρίδες — Εταιρεία Βυζαντινών Σπουδών. —1979–1980. — Τ. 44. — Σ. 37–116.
  • 32. Patrologia Latina / Ed. J.-P. Migne. — Paris: Migne, 1844–1879.
  • 33. Peeters C. De liturgische dispositie van het vroegchristelijk kerkgebouw. — Assen: van Gorcum, 1969. — 416 p.
  • 34. Peirano D. Some Observations about the Form and Settings of the Basilica of Bargala // Macedonian Historical Review. — 2012. — Vol. 3. — P. 65–84.
  • 35. Peschlow U. Dividing Interior Space in Early Byzantine Churches: The Barriers between the Nave and Aisles // Thresholds of the Sacred: Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West / Ed. Sh. E. J. Gerstel. — Washington: Dumbarton Oaks, 2006. — P. 53–71.
  • 36. Pietri C. La géographie de l’Illyricum ecclésiastique et ses relations avec l’Église de Rome (Ve–VIe siècles) // Villes et peuplement dans l’Illyricum protobyzantin. Actes du colloque (Rome, 12–14 mai 1982). — Rome: École Française de Rome, 1984. — P. 21–62.
  • 37. Snively C. S. Apsidal Crypts in Macedonia: Possible Places of Pilgrimage? // Jahrbuch für Antike und Christentum. — 1995. — Bd 20.2. — S. 1179–1184.
  • 38. Snively C. S. Archaeological Investigation at Konjuh, Republic of Macedonia, in 2000 // Dumbarton Oaks Papers. — 2002. — Vol. 56. — P. 297–306.
  • 39. Snively C. S. Transepts in the Ecclesiastical Architecture of Eastern Illyricum and the Episcopal Basilica at Stobi // Niš and Byzantium. — 2008. — Vol. 6. — P. 59–74.
  • 40. Snively C. S. The New Basilica at Golemo Gradište, Konjuh: A Sixth Century Church in the Province of Dardania // Nis and Byzantium. — 2011. — Vol. 9. — P. 187–201.
  • 41. Sodini J.-P. Note sur deux variantes régionales dans les basiliques de Grèce et des Balkans. Le tribèlon et l’emplacement de l’ambon // Bulletin de correspondance hellénique. — 1975. — Vol. 99. — P. 581–588.
  • 42. Testamentum Domini nostri Jesu Christi / Ed. I. Rahmani. — Mainz: Kirchheim, 1899. — 231 p.
  • 43. Xydis S. G. The Chancel Barrier, Solea, and Ambo of Hagia Sophia // Art Bulletin. — 1947. — Vol. 29. — P. 1–24.
  • 44. Βαραλής Ι. Η επίδραση της θείας λειτουργίας και των ιερών ακολουθιών στην εκκλησιαστική αρχιτεκτονική του ανατολικού Ιλλυρικού (395–753): Διδακτορική διατριβή, Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης. — Θεσσαλονίκη, 2000. — 526 σ.
  • 45. Μαρκή Ε. Τα χριστιανικά κοιμητήρια στην Ελλάδα. Οργάνωση, τυπολογία, ταφική ζωγραφική, μαρτύρια, κοιμητηριακές βασιλικές // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. — 2002. — Τ. 23. — Σ. 163–176.
  • 46. Ορλάνδος Α. Η από του νάρθηκος προς το ιερόν μετακίνησις του διακονικού εις τας ελληνιστικάς βασιλικάς // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. — 1964–1965. — Τ. 4. — Σ. 353–372.
  • 47. Ορλάνδος Α. Η ξυλόστεγος παλαιοχριστιανική βασιλική της μεσογειακής λεκάνης. — Αθήναι: Εν Αθήναις Αρχαιολογική Εταιρεία, 1952. — 771 σ.
  • 48. Στουφή-Πουλημένου Ι. Το φράγμα του ιερού βήματος στα παλαιοχριστιανικά μνημεία της Ελλάδος: Διδακτορική διατριβή, Εθνικό και Καποδιστριακό Πανεπιστήμιο Αθηνών. — Αθήναι, 1999. — 396 σ.
  • 49. Σωτηρίου Γ. Αἱ παλαιοχριστιανικαὶ βασιλικαὶ τῆς Ἑλλάδος // Aρχαιολογική Eφηµερίς. — Αθήναι: Ἑστία, 1929. — Σ. 161–248.
  • 50. Σωτηρίου Γ. Η πρόθεσις καί το διακονικόν έν τη άρχαία έκκλησία // Θεολογία. — 1940. — Τ. 18. — Σ. 76–100.