Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-01
Title Повторное использование красного императорского порфира на Западе в послеантичное время
Author email francescalic@fastwebnet.it
About author Ликордари, Франческа — сотрудник. Аспирантура по археологии, Управление археологии, изобразительного искусства и ландшафта столичного района Рима и провинции Риети, Виа Каваллети 2, 00186 Рим, Италия. francescalic@fastwebnet.it ORCID: 0000-0003-3832-0555
In the section Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa2212-01-01
Year 2022 Volume 12 Pages 1626
Type of article RAR Index UDK 7.023:691.2; 7.023.1-032.5 Index BBK 85.125.7; 85.03(4)4
Abstract

Красный императорский порфир — редкий и высоко ценимый в древности камень. Идеология имперской власти символически выражалась в пурпуре, поэтому порфир, из-за очевидного цветового сходства, оказался тесно связан с концепцией царской власти. Эта традиция перешла в Византию, непосредственно продолжившую Римскую империю. Она была востребована и в более позднее время, когда хотели подчеркнуть святость власти (например, в Церкви, в эпохи  Каролингов, Оттонов, норманнских королей Сицилии, в Священной Римской империи, в Османской империи).

На протяжении всего Средневековья сложность обработки порфира, особо твёрдой породы, приводила к тому, что почти все spolia были фрагментарными: это касается бассейнов, вторично используемых в качестве гробниц или вставленных в алтари, колонн, деталей напольных украшений (rotae porphyreticae, полы в стиле Космати) и так далее.Только в эпоху Возрождения техника обработки порфира была открыта заново. Во Флоренции этот материал был очень популярен среди художников двора Медичи. Вскоре его использование распространилось при французском дворе и приобрело большой успех среди европейской знати.Последняя попытка возродить древний порфир была предпринята между 1850-ми и 1950-ми гг., но потерпела неудачу из-за невозможности добычи блоков достаточно высокого качества и большого размера. Кроме того, новые европейские порфиры теперь доступны по более конкурентоспособным ценам, и поэтому в последнее время этот древний материал используется редко, таким образом, приобретая все больший престиж.

Keywords
Reference Ликордари Ф. Повторное использование красного императорского порфира на Западе в послеантичное время // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 16–26. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-01
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Ambrogi A. Labra di età romana in marmi bianchi e colorati. Roma, L’Erma di Bretschneider Publ., 2005. 629 p. (in Italian).
  • 2. Asutay-Effenberger N.; Effenberger A. Die Porphyrsarkophage der oströmischen Kaiser. Versuch einer Bestandserfassung, Zeitbestimmung und Zuordnung. Wiesbaden, Reichert Publ., 2006. 183 p. (in German).
  • 3. Bacile R.M. Romanesque and the Mediterranean: Patterns of Exchange across the Latin, Greek and Islamic Worlds c.1000–c.1250. Taylor & Francis Press Publ., 2015. 342 p.
  • 4. Deer J. The Dynastic Porphyry Tombs of the Norman Period in Sicily. Cambridge, MA, Harvard University Press Publ., 1959. 188 p.
  • 5. Del Bufalo D. Marmorari Magistri Romani. Roma, L’Erma di Bretschneider Publ., 2010. 270 p. (in Italian).
  • 6. Del Bufalo D. Porphyry2. Torino, Allemandi Publ., 2018. 336 p.
  • 7. Delbrück R. Antike Porphyrwerke. Berlin, De Gruyter Publ., 1932. 246 p. (in German).
  • 8. Di Cosmo A. P. Il porfido e le situazioni del potere normanno di fronte all’evento morte. Revista Onoba, vol. 6, 2018, pp. 223–241 (in Italian).
  • 9. D’Onofrio C. Castel S. Angelo. Roma, Staderini Publ., 1971. 305 p. (in Italian).
  • 10. D’Onofrio C. Castel S. Angelo e Borgo tra Roma e papato. Roma, Romana Società Editrice Publ., 1978. 350 p. (in Italian).
  • 11. D’Onofrio C. Visitiamo Roma mille anni fa. La città dei Mirabilia. Roma, Romana Società Editrice Publ., 1988. 215 p. (in Italian).
  • 12. Faedo L. La sepoltura di Ruggero, conte di Calabria. ΑΠΑΡΧΑΙ. Nuove ricerche e studi sulla Magna Grecia e la Sicilia antica in onore di Paolo Enrico Arias, 1982, vol. 2, pp. 691–706 (in Italian).
  • 13. Grisar H. Il sepolcro dell’imperatore Ottone II nel paradiso dell’antica basilica Vaticana. La civiltà cattolica, 1904, vol. 55, pp. 463–473 (in Italian).
  • 14. Kraus T.; Röder J.; Müller-Wiener W. Mons Claudianus – Mons Porphyrites, Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Institut (Kairo Abteilung), 1967, vol. 22, pp. 108–205 (in German).
  • 15. Lanciani R. Storia degli scavi di Roma e notizie intorno alle collezioni romane di antichità, vol. 1. Roma, Loescher Publ., 1902. 328 p. (in Italian).
  • 16. Lanciani R. Roma pagana e cristiana. Roma, Newton & Compton Publ., 2004. 333 p. (in Italian).
  • 17. Licordari F. L’utilizzo del porfido a Roma in età imperiale, Ph. D. Dissertation. Sapienza – Università di Roma, 2007. 256 p. (in Italian).
  • 18. Licordari F. Gruppo dei Tetrarchi. L’età dell’Angoscia da Commodo a Diocleziano 180–305 d.C. Roma, Mondo Mostre Publ., 2015, p. 383 n. I.76. (in Italian).
  • 19. Malgouyres Ph. Porphyre. La pierre pourpre des Ptolémées aux Bonaparte. Paris, Réunion des Musées Nationaux Publ., 2003. 208 p. (in French).
  • 20. Maxfield V.; Peacock D. The Roman Imperial Quarries Survey and Excavation at Mons Porphyrites 1994–1998. London, Egypt Exploration Society Publ., 2008. 450 p.
  • 21. Pensabene P. Il fenomeno del marmo nella Roma tardo-repubblicana e imperiale. Marmi antichi, vol. 2, Studi Miscellanei 31. Roma, L’Erma di Bretschneider Publ., 1998, pp. 333–390 (in Italian).
  • 22. Schott F.; Schott A. Itinerario, ouero Noua descrittione de’ viaggi principali d’Italia, nella quale si ha la piena notitia di tutte le cose più notabili, & degne d’essere vedute. Venezia, Bolzetta Publ. 1610. 630 p. (in Italian).
  • 23. Valentini R.; Zucchetti G. (eds.). Codice topografico della città di Roma, vol. 3. Roma, Istituto Storico Italiano per il Medioevo Publ., 1946. 499 p. (in Italian).
  • 24. Vasari G. Vasari On Technique: Being an Introduction to the Three Arts of Design, Architecture, Sculpture and Painting, Prefixed to the Lives of the Most Excellent Painters, Sculptors and Architects. London, Dent Publ., 1907. 404 p.
  • 25. Verzone P. I due gruppi in porfido di S. Marco in Venezia ed il Philadelphion di Costantinopoli. Palladio, 1958, vol. 7, pp. 8–14 (in Italian).