Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-49
Title |
Борис Виппер и канон советского искусствознания |
Author |
Рыков А. В. |
email |
anatoliy.rikov.78@mail.ru |
About author |
Рыков, Анатолий Владимирович — доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор. Санкт-Петербургский государственный университет. Университетская наб., д. 7–9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. ORCID: 0000-0002-5799-3010 |
In the section |
Теория искусства |
DOI | 10.18688/aa2212-07-49 |
Year |
2022 |
Volume |
12 |
Pages |
624–633 |
Type of article |
RAR |
Index UDK |
7.01 |
Index BBK |
85.103 |
Abstract |
Статья посвящена проблемам интерпретации научного наследия Бориса Виппера (1888–1967) и «канону советского искусствознания» 1950–1960-х гг. Рассматриваются различные аспекты работ искусствоведа (научные, культурные, идеологические). Выявляются и анализируются источники искусствоведческих и культурологических взглядов Б. Р. Виппера. При этом особое внимание уделяется воздействию немецкого классического искусствознания на работы Б. Р. Виппера и элементам популярной науки об искусстве в его трудах. Анализ творчества Тинторетто, Джованни Пизано, Донателло в работах Б. Р. Виппера оценивается в связи с реконструкцией «модернистского риторического комплекса» в его трудах. Выявляются различия в методологических стратегиях творчества Б. Р. Виппера и А. Г. Габричевского. Методология Б. Р. Виппера изучается в контексте экспрессионистической эстетики и её преломлениях в искусствознании и популярной культурологии. Автор приходит к выводу об относительном единстве методологических приёмов Б. Р. Виппера различных периодов его творчества и научных параметров «канона советского искусствознания». Риторические и культурные дискурсы, задействованные в текстах Б. Р. Виппера, напротив, вступают в конфликт с идеологическими параметрами советского искусствознания. «Модернистский риторический дискурс» в трудах Б. Р. Виппера в большей степени характеризует «мировоззренческие», а не научные стороны творчества учёного. |
Keywords |
|
Reference |
Рыков А. В. Борис Виппер и канон советского искусствознания // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 624–633. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-49
|
|
Full text version of the article |
Article language |
russian |
Bibliography |
- 1. Алпатов М. В. Воспоминания. — М.: Искусство, 1994. — 256 с.
- 2. Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520–1590). К проблеме кризиса итальянского гуманизма. — М.: АН СССР, 1956. —382 с.
- 3. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.: Изд-во В. Шевчук, 2004. — 368 с.
- 4. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. В 2-х т. Т. 1. — М.: Искусство, 1977. —224 с.
- 5. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. В 2-х т. Т. 2. — М.: Искусство, 1977. —244 с.
- 6. Виппер Б. Р. Предисловие к русскому изданию // Вёльфлин Г. Истолкование искусства. — М.: Дельфин, 1922. — C. 3–8.
- 7. Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 384 с.
- 8. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. — М.: Искусство, 1970. — 591 с.
- 9. Виппер Б. Р. Тинторетто. — М.: Изд-во Гос. музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, 1948. — 192 с.
- 10. Габричевский А. Г. Морфология искусства. — М.: Аграф, 2002. —864 с.
- 11. Гращенков В. Н. К 125-летию преподавания истории искусства в Московском университете // Советское искусствознание’83. — M.: Советский художник, 1984. — С. 184–234.
- 12. Даниэль С. М. Натюрморт: к предыстории жанра // Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — С. 8–22.
- 13. Знамеровская Т. П. Микельанджело да Караваджо. — М.: Искусство, 1955. —138 с.
- 14. Кантор А. М. О Борисе Робертовиче Виппере // Из истории зарубежного искусства. К 100-летию со дня рождения Бориса Робертовича Виппера. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1988». Вып. XXI. М., ГМИИ имени А. С. Пушкина, 1991. — С. 9–13.
- 15. Ливанова Т. Н. Борис Робертович Виппер и его научное наследие // Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. — М.: Искусство, 1970. — С. 5–58.
- 16. Морозова А. В. Отечественная искусствоведческая испанистика. Становление и развитие. — СПб.: Дмитрий Буланин. 2016. — 352 с.
- 17. Муратов П. П. Образы Италии. — М.: Республика, 1994. —592 с.
- 18. Перцов П. П. Венеция. — СПб.: Герольд, 1905. — 90 с.
- 19. Раппапорт А. Тунгусский метеорит отечественного архитектуроведения. Маргиналии об А. Г. Габричевском // Искусствознание. — № 3. — 2008. — C. 96–144.
- 20. Рыков А. В. Михаил Алпатов, или Что такое советское искусствознание? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 12. — Ч. 2. — C. 169–174.
- 21. Свидерская М. И. Читая Б. Р. Виппера: опыт художественного анализа // Творчество. — № 6. — 1988. — С. 18–21.
- 22. Фофанов С. Гринберг vs. Кеменов. Иррелевантность двух культур // Искусствознание. — 2016. — № 4. — C. 164–185.
- 23. Чечот И. Д. Натюрморты Макса Бекмана. Проблемы жанра // Искусство ХХ века / Под ред. Н. Н. Калитиной. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. —C. 132–245.
|