Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-02-21
Title Фрески Ахпатского монастыря в историко-конфессиональном контексте XIII века
Author email hakobyanzaruhy@ysu.am
About author Акопян Заруи Аветисовна — кандидат искусствоведения, доцент. Ереванский государственный университет, ул. Алекса Манукяна, д. 1, 0025, Ереван, Республика Армения. hakobyanzaruhy@ysu.am ORCID: 0000-0002-0359-3089
In the section Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa2111-02-21
Year 2021 Volume 11 Pages 256267
Type of article RAR Index UDK 7.033.2; 7.033.12 Index BBK 85.14
Abstract

Церковь Св. Знамения монастыря Ахпат была построена и расписана при Багратидах. От этого раннего слоя до нас дошли лишь незначительные фрагменты. В эпоху второго расцвета монастыря Ахпат в начале XIII в. при Захаридах, когда в Армении переживает свой расцвет армяно-халкидонитская община, возникла необходимость новой росписи в церкви Св. Знамения. Она была осуществлена в два этапа. В начале века, а точнее в 1212 г., в апсиде появились армяно-халкидонитские фрески с двуязычными надписями, а в конце века — в 80-х гг. — были расписаны боковые стены церкви, уже новыми покровителями обители, представителем семьи Арцрунидов, последователя национальной Церкви. Под покровительством Закаре, как некий знак лояльности к православным, армяно-халкидонитская община была привлечена к украшению нехалкидонитского монастыря, что было исключительным фактом.

В результате реставрационных работ, осуществленных в последние годы, в церкви Св. Знамения было выявлено несколько новых живописных фрагментов. В частности, в боковых откосах центрального окна апсиды проявились фрагменты фигур архангелов и надписи их имен, а на северной стене — небольшой фрагмент фигуры ктитора, из чего стало ясно, что здесь был представлен ряд из пяти донаторских фигур.

Keywords
Reference Акопян З. А. Фрески Ахпатского монастыря в историко-конфессиональном контексте XIII века // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 11. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2021, pp. 256–267. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-02-21
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Arutjunova-Fidanjan V. A. The Ethno-Confessional Self-Awareness of Armenian Chalcedonians. Revue des Etudes Arméniennes, 1988–1989, vol. 21, pp. 345–363.
  • 2. Arutjunova-Fidanjan V. Povestvovanie o delakh armianskikh (VII vek). Istochnk i vremia. Moscow, Indrik Publ., 2004. 272 p. (in Russian).
  • 3. Babiċ G. Les programmes absidaux en Géorgie et dans les Balkans entre de XI et XIII siècle. L’arte Georgiana dal IX al XIV secolo. Atti del terzo simposio internazionale sull’arte Georgiana, Bari — Lecce, 14–18 ottobre 1980, vol. 1. Galatina, Congedo editore Publ., 1986, pp. 117–136 (in French).
  • 4. Bedrosian R. (ed.). Kirakos Gandzaket’si, History of the Armenians. NewYork, Sources of the Armenian Tradition Publ., 1986. 335 p.
  • 5. Der Nersessian S. Les portraits de Grégoire Illuminateur dans l’art byzantine. Der Nersessian S. Etudes byzantines et arméniennes, vol. 1. Louvain, Imprerie Orientaliste Publ., 1973, pp. 55–60 (in French).
  • 6. Drampian I. Frescoes of Kobayr. Yerevan, Sovetakan grogh Publ., 1979. 70 p. (in Russian).
  • 7. Durnovo L. A. Essays on Fine Arts of Medieval Armenia. Moscow, Iskusstvo Publ., 1979. 331 p. (in Russian).
  • 8. Eastmond A. Royal Imagery in Medieval Georgia. Pennsylvania, Pennsylvania State University Press Publ., 1998. 268 p.
  • 9. Hakobyan Z. Iconographic Features of Armenian-Chalcedonian Monuments (10th–13th cc.). Patma-banasirakan handes (Historical-Philological Journal), 2009, no. 2–3, pp. 167–185 (in Russian).
  • 10. Hakobyan Z. Byzantine Iconographic Relations in the Sculpture of Vayots Dzor (Late 13th– Early 14th c.). Momik – 750, Proceedings of the Conference. Yerevan, Gitutun Publ., 2010, pp. 65–80 (in Armenian).
  • 11. Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris, Centre National de la Recherche Scientifique Publ., 1991. 391 р. (in French).
  • 12. Kafadarian K. Haghpat. The Architecture and Epigraphy. Yerevan, Armenian Academy of Science Publ., 1963. 294 p. (in Armenian).
  • 13. Kvlividze N. Eucharist. Orthodox Encyclopedia, vol. 17. Moscow, Church Research Center “The Orthodox Encyclopedia” Publ., 2008, pp. 691–699 (in Russian).
  • 14. Lamoureux Ch.; Zarian A. Haghbat. Restauro conservativo dei dipinti murali del X, XII–XIII secolo nella chiesa del Santo Sergno, 976–991. Yerevan, Tigran Mets Publ., 2021. 393 p. (in Armenian and in Italian).
  • 15. Lazarev V. N. History of Byzantine Art, vol. 2. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986. 550 p. (in Russian).
  • 16. Lidov A. The Art of the Armenians-Chalcedonits. Patma-banasirakan hands (Historical-Philological Journal), 1990, no. 1 (128), pp. 75–87 (in Russian).
  • 17. Lidov A. Plindzakhank-Akhtala, History of the Monastery, the Patron and the Date of the Paintings. Muradyan P. (ed.). Armenia and Christian Orient. Yerevan, Armenian Academy of Science Publ., 2000, pp. 266–278 (in Russian).
  • 18. Lidov A. The Wall Painting of Akhtala Monastery. History, Iconography, Masters. Moscow, Dmitry Pozharsky University Publ., 2014. 528 p. (in Russian and in English).
  • 19. Manukyan S. The Mural Painting of Medieval Armenia. Mat’evosyan K. (ed.). Armenian Frescoes. Yerevan, Victoria Found Publ., 2019, pp. 19–56 (in Armenian).
  • 20. Matevosyan K. (ed.). The Haghbat Gospel, Album. Yerevan, Nairi Publ., 2012. 64 p. (in Armenian).
  • 21. Mnatsakanyan St. Armenian Secular Relief of the 9th–14th Centuries. Yerevan, Armenian Academy of Science Publ., 1976. 178 р. (in Armenian).
  • 22. Mnazaganian S.; Alpago-Novello A. Hakhpat. Documents of Armenian Architecture, vol. 1. Milano, Edizioni Ares Publ., 1968. 68 p.
  • 23. Muradyan P. Georgian Epigraphy of Armenia. Yerevan, Yerevan State University Publ., 1977. 364 p. (in Armenian).
  • 24. Muradyan P. Caucasian Cultural World and the Cult of Gregory the Enlightener. Caucasus and Byzantium, 1982, vol. 3, pp. 5–20 (in Russian).
  • 25. Muradyan P. Armenian-Georgian Dogmatic Tensions in the 11th–13th Centuries and the Letter “To the Georgians” by Mkhitar Gosh: Source Research and Texts. Etchmiadzin, Mother See of Holy Etchmiadzin Publ, 2011. 288 p. (in Armenian).
  • 26. Tatarchenko S. The Iconographic Programme of the Second Row of the Apse Decoration at the Church of the Mother of God in Kintsvisi Monasery (Georgia). Vizantiiskii vremennik, 2014, vol. 73 (98), pp. 237–250 (in Russian).
  • 27. Tatarchenko S. Some Observations about the Manner of the Painters and the Style of the Frescoes in St. Nicholas Church of Kintsvisi Monastery. St. Tikhon’s University Review, Series V, 2015, no. 4 (20), pp. 21–36 (in Russian).
  • 28. Thierry J.-M. et N.; Donabedian P. Les arts arméniennes. Paris, Mazenod Publ., 1987. 623 p. (in French).
  • 29. Thierry N. La Cappadoce de l’Antiquité au Moyen-Age. Turnhout, Brepols Publ., 2002. 316 p. (in French).
  • 30. Velmans T. L’image de la Déisis dans les églises de Géorgie et dans celles d’autres régions du monde byzantin. Cahiers archéologiques, 1980–1981, vol. 29, pp. 47–102 (in French).
  • 31. Zakharova A.; Maltseva S. The Materials of Nikolai Okunev’s Expedition of 1917 on the Wall Painting of Parkhali. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 7. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2017, pp. 679–688. DOI: 10.18688/aa177-9-69
  • 32. Zakharova A. Development of Byzantine Church Iconographic Programme: A Perspective from the Borderlands. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 9. Moscow, Lomonosov Moscow University Publ.; St. Petersburg, NP-Print Publ., 2019, pp. 262–274. DOI: 10.18688/aa199-2-24 (in Russian).