Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-04-36
Title Эпирская традиция в поздневизантийской архитектуре Северной Македонии
Author email marika_1096@mail.ru
About author Заворина Мария Леонидовна — научный сотрудник. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), ул. Душинская, д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024; Аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. marika_1096@mail.ru ORCID: 0000-0003-1652-1006
In the section Балканские исследования DOI10.18688/aa2111-04-36
Year 2021 Volume 11 Pages 468479
Type of article RAR Index UDK 72.033 Index BBK 85.113(4)
Abstract

В статье рассматривается специфика ассимиляции архитектурной традиции Эпира в региональных центрах Северной Македонии — Охриде и Прилепе, а также на сербских территориях севернее линии Охрид–Прилеп–Штип. Стилистический и сравнительный анализ храмов Охрида и Прилепа в контексте архитектурных процессов XIII – начала XIV в. показывает, что присутствие эпирской школы здесь не ограничивается воспроизведением отдельных элементов, но направляется основными тенденциями палеологовского периода. Отсутствие выраженной локальной специфики даёт основание рассматривать поздневизантийскую архитектуру Северной Македонии второй половины XIII – первой половины XIV в. как последовательное продолжение эпирской традиции за пределами деспотата на этапе сложения палеологовского стиля, которое имело свои особенности в каждом из региональных центров. В Охриде архитектурные практики Эпира были интерпретированы с оглядкой на константинопольский вариант палеологовского стиля, выраженный в обращении к позднеантичным архитектурно-декоративным формам, в использовании их ритмических и пластических возможностей в создании общей композиции. В Прилепе получил развитие иной вариант стиля, где главным средством выразительности служит обилие и разнообразие фасадного декора. На сербских землях эпирская традиция растворяется среди других источников влияния в процессе формирования «сербско-византийской» школы.

Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2021 год, тема № 1.1.1.2.

Keywords
Reference Заворина М.Л. Эпирская традиция в поздневизантийской архитектуре Северной Македонии // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 11. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2021, pp. 468–479. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-04-36
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Бошкович Дж. Архитектура Сербии и Македонии // Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. 3: Архитектура Восточной Европы. Средние века. — М.: Изд-во литературы по строительству, 1966. — С. 418–464.
  • 2. Воронова А. А. Особенности «византинизации» сербской архитектуры в эпоху короля Милутина (1281–1321) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2017. — Вып. 28. — С. 26–48.
  • 3. Гусев Н. С. Македонский вопрос в. освещении сербской и болгарской пропаганды в России в конце XIX — начале ХХ века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова; СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 740–754.
  • 4. Заворина М. Л. Палеологовское зодчество Салоник в контексте проблематики поздневизантийской архитектуры: историографический обзор // Актуальные рпоблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова; СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 772–786.
  • 5. Заворина М. Л. Фасадная декорация палеологовских храмов Салоник: специфика и эволюция локального метода // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2020. — Т. 28 — № 2. — С. 73–88.
  • 6. Захарова А. В., Дятлова Е. С. О строителях и художниках, работавших в македонском Прилепе в конце XIII века // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2020 — Т. 28 — № 2. — С. 46–72.
  • 7. Злоковић М. Старе цркве у областима Преспе и Охрида // Старинар. — 1925. —С. 115–149.
  • 8. Кондаков Н. П. Македония. Археологическое путешествие. СПб.: Отд. русского языка и словесности Императорской Академии наук, 1909. — 348 с.
  • 9. Кораћ В. Споменици монументалне српске архитектуре XIV века у Повардарjу. Београд: ИГП Полиграф, 2003. — 341 с.
  • 10. Коруновски С. Црковната архитектура во Македониjа во XIII век. Докторска дисертациjа. — Скопjе, 2000. — 313 с.
  • 11. Мальцева С. В. Храмовое зодчество Моравской Сербии и основные направления архитектуры палеологовского периода // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 301–320.
  • 12. Миљковиќ-Пепек П. Црквата Св. Јован Богослов-Канео во Охрид // Културно наследство III. — Скопjе, 1967. — № 4. — С. 67–124.
  • 13. Прилеп и Прилепско низ историjата. Книга прва / Ред. М. Апостолски, Б. Бабиќ. — Прилеп: Издание на општинското собрание и на соjузот на здружениjата на борците од нов, 1971. — 324 с.
  • 14. Седов Вл. В. Килисе Джами. Столичная архитектура Византии. — М., 2008. — 336 с.
  • 15. Суботић Г. Свети Константин и Jелена у Охриду. Београд: Филозофски факултет у Београду – Институт за историjу ументности, 1971. — 144 с.
  • 16. Bogdanović J. Regional Developments in Late Byzantine Architecture and the Question of ‘Building Schools’: An Overlooked Case of the Fourteenth-Century Churches from the Region of Skopje // Byzantinoslavica. — 2011. — Vol. 69/1–2. — P. 219–266.
  • 17. Čurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Süleyman the Magnificent. — New Haven, London: Yale University Press, 2010. — 913 р.
  • 18. Čurčić S. The Epirote Input in the Architecture of Byzantine Macedonia and of Serbia Around 1300 // Αφιέρωμα στον ακαδημαικό Παναγιώτη Λ. Βοκοτόπουλο. — Αθήνα, 2015. — P. 127–140.
  • 19. Hallensleben H. Die architekturgeschichtliche Stellung der Kirche Sv. Bogorodica Peribleptos (Sv. Kliment) // Musée Archéologique de Macédoine. Recueil des Travaux. — Vol.6/7. — 1967–1974. — S. 297–316.
  • 20. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine architecture. 4th ed. (revised by R. Krauthheimer and S. Ćurčić). New Haven, London, 1986.
  • 21. Küpper Н. М. Bautypus und Genesis der griechischen Dachtranseptkirche — Wien, 1996.
  • 22. Maltseva S. V., Zavorina M.L. Late Byzantine Architectural Ceramics of Epirus and Macedonia // Proceedings of the International Conference SmartArt – Art and Science Applied. Faculty of Applied Arts, Belgrade, 2021. (in print)
  • 23. Millet G. L’ancient art serbe. Les églises. — Paris: E. de Boccard Publ., 1919. — 208 p.
  • 24. Nicol D. The Despotate of Epirus. Oxford: Blackwell, 1957. — 251 p.
  • 25. Trkulja J. Aesthetics and Symbolism of Late Byzantine Church Façades, 1204–1453. Princeton, 2004. — 378 р.
  • 26. Velenis G. Thirteenth-Century Architecture in the Despotate of Epirus: The Origins of the School // Studenica et l’art byzantine au tour de l’annee 1200. — Beograd, 1988. — P. 279–284.
  • 27. Vocotopoulos P. Church Architecture In the Despotate of Epirus: The Problem of Influences // Зограф. — Београд, 1998–99. — № 27. — С. 72–92.
  • 28. Τσουρής Κ. Ο κεραμοπλαστικός διάκοσμος των υστεροβυζαντινών μνημείων της Βορειοδυτικής Ελλάδος. — Καβάλα, 1988. — 467 σ.