Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-14
Title О значении изображений крепостной архитектуры в римском искусстве
Author email dmitry.a.karelin@gmail.com
About author Меденникова Александра Евгеньевна — аспирантка Папского Института Христианской Археологии, ул. Наполеоне III, 1, Рим, Италия, 00185. alexandra.medennikova@gmail.com OCRID: 0000-0001-8725-158X Карелин Дмитрий Алексеевич — кандидат искусствоведения, профессор. Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, 11/4, корпус 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031. dmitry.a.karelin@gmail.com OCRID: 0000-0002-0846-0381
In the section Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa2111-01-14
Year 2021 Volume 11 Pages 157171
Type of article RAR Index UDK 72.032 Index BBK 85.11
Abstract

Существует немало изображений городских стен, крепостей и лагерей в римском искусстве. Задачи исследования заключаются в попытке классифицировать изученные изображения, выявить малоизвестные по материалам археологии архитектурные особенности и элементы, а также проанализировать их черты. Изученные изображения можно разделить на несколько типов. Это изображения на монетах и медалях и из кодексов; фрески и мозаики; предметы прикладного искусства, и модели крепостей; скульптурные рельефы.

Рассмотренные нами изображения содержат значительную информацию о деталях, не известных по археологическим исследованиям и имеют ряд общих черт, например, гипертрофированно и обобщенно показанную каменную кладку.

Можно выделить три основных смысловых значения изученных изображений: архитектурный пейзаж, изображение идеи города (urbs) и изображение границы (померий и другие).

Keywords
Reference Меденникова А. Е.; Карелин Д. А. О значении изображений крепостной архитектуры в римском искусстве // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 11. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2021, pp. 157–171. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-14
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Adam J.-P. Roman Building: Materials and Techniques. London, New York, Routledge Publ., 1999. 360 p.
  • 2. Alföldi A. Hasta — Summa Imperii. The Spear as Embodiment of Sovereignty in Rome. American Journal of Archaeology, 1959, vol. 63, pp. 1–27.
  • 3. Alves F. Aspectos dea relações entre o mosaico e a arquitectura no mundo romano. Iconografia e iconologia do tema da muralha no mosaico romano. Tese de Doutoramento em História da Arte da Antiguidade, Universidade Nova de Lisboa, 2010. 254 p. (in Portuguese).
  • 4. Alves F. O. O labirinto no mosaico pavimental romano. Revista do Instituto de História da Arte, 2007, no. 3, pp. 40–51 (in Portuguese).
  • 5. Antaya R. The Etymology of Pomerium. The American Journal of Philology, 1980, vol. 101, pp. 184–189.
  • 6. Baldassare I.; Pontrandolfo A.; Rouveret A.; Salvadori M. (eds.) Pittura Romana. Milan, Federico Motta Editore Publ., 2006. 239 p. (in Italian).
  • 7. Bejaoui F. Îles et villes de la Méditerranée sur une mosaïque d’Ammaedara (Haïdra en Tunisie). Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 1997, vol. 141, no. 3, pp. 825–858 (in French).
  • 8. Bidwell P.; Miket R.; Ford B. The Reconstruction of a Gate at the Roman Fort of South Shields. Bidwell P.; Miket R.; Ford B. (eds.) Portae cum turribus: Studies of Roman Fort Gates. Oxford, Archaeopress Publ., 1989, pp. 155–231.
  • 9. Bisconti F. (ed.). Le pitture delle catacombe romane. Restauri e interpretazioni. Todi, Tau Editrice Publ., 2010. 261 p. (in Italian).
  • 10. Bisconti F. I sarcofagi “a porte di città”: prototipi antichi ed esiti paleocristiani. Quintavalle A. C. (ed.). Medioevo: la chiesa e il palazzo. Atti del convegno internazionale di studi, Parma, 20 – 24 settembre 2005. Milano, Mondadori Electa Publ., 2007, pp. 456–467 (in Italian).
  • 11. Bosio L. la Tabula Peutingeriana: una descrizione pittorica del mondo antico. Rimini, Maggioli Publ., 1983. 234 p. (in Italian).
  • 12. Braconi M. Il cavaliere, il retore, la villa. Le architetture ultraterrene degli Aureli tra simbolo, rito e autorappresentazione. Bisconti F. (ed.). L’ipogeo degli Aureli in viale Manzoni. Restauri, tutela, valorizzazione e aggiornamenti interpretativi. Todi, Tau Editrice Publ., 2011, pp. 135–165 (in Italian).
  • 13. Coulston J. C. Trajan’s Column: the Sculpting and Relief Content of a Roman Propaganda Monument, Ph. D. Thesis. Newcastle upon Tyne, The University of Newcastle upon Tyne, 1988. xv, 354 p.
  • 14. Ćurčić S. Architecture as Icon. Ćurčić S.; Hadjitryphonos E. (eds.) Architecture as Icon: Perception and Representation of Architecture in Byzantine Art. New Haven, London, Princenton University Art Museum Publ., 2010, pp. 1–37.
  • 15. Donaldson T. L. Ancient Architecture on Greek and Roman Coins and Medals. Chicago, Argonaut Publ., 1966. xxxi, 361 p.
  • 16. Elkins N. Monuments in Miniature: Architecture on Roman Coinage. New York, The American Numismatics Society Publ., 2015. ix, 230 p.
  • 17. Greco C. et al. Museo Egizio. Modena, Franco Cosimo Panini Editore; Torino, Fondazione Museo delle antichità egizie di Torino Publ., 2015. 265 p. (in Italian).
  • 18. Gregory S. Roman Military Architecture on the Eastern Frontier. Amsterdam, A. M. Hakkert Publ., Vol. 1. 1995. xxvii, 302 p.; Vol. 2. 1996. 457 p.; Vol. 3. 1997. Ill.
  • 19. Incense-burner, The British Museum official site. Available at: https://www.britishmuseum.org/collection/object/W_1915-0710-5 (accessed 31 January 2021).
  • 20. Johnson S. Late Roman Fortifications. London, B. T. Batsford Publ., 1983. 315 p.
  • 21. Kent R. G. The Etymological Meaning of Pomerium. Transactions and Proceedings of the American Philological Association, 1913, vol. 44, pp. 19–24.
  • 22. Kern H. Through the Labyrinth: Designs and Meanings over 5,000 Years. Munich, New York, Prestel Publ., 2000. 360 p.
  • 23. Kidd A.B. Imaginibus vel Simulacris: Depicting Urban Landscapes and Architecture in Roman Antiquity, Ph. D. Thesis. New York, New York University, 2018. xxviii, 388 p.
  • 24. Koch G. Frühchristliche Sarkophage. München, C. H. Beck Publ., 2000. 665 p. (in German).
  • 25. Koortbojian M. Crossing the Pomerium: The Boundaries of Political, Religious, and Military Institutions from Caesar to Constantine. Princeton, Princeton University Press Publ., 2020. xix, 228 p.
  • 26. Liou-Gille B. Le pomerium. Museum Helveticum, 1993, vol. 50, pp. 94–106 (in French).
  • 27. Manuscript — Vat.lat.3225. Digital Vatican Library. Available at: https://digi.vatlib.it/mss/detail/Vat.lat.3225 (accessed 31 January 2021).
  • 28. Marucchi O. L’ipogèo sepolcrale di Trebio Giusto, recentemente scoperto sulla Via Latina, e proposta di spiegazione gnostica delle due pitture. Nuovo Bullettino di Archeologia Cristiana, 1911, vol. 17, pp. 209–35 (in Italian).
  • 29. Matešić S.; Sommer C. S. (eds.). At the Edge of the Roman Empire: Tours along the Limes in Southern Germany. Mainz, Nünnerich-Asmus Verlag & Media Publ., 2015. 239 p.
  • 30. Mazzoleni D. Gerusalemme e Betlemme nelle mosaici di Giordania: rappresentazioni reali o simboliche? Cavalcanti E. (ed.). Il De civitate Dei. L’opera, le interpretazioni, l’influsso. Roma; Frieburg; Wien, Herder Publ., 1996, pp. 589–611 (in Italian).
  • 31. McKenzie J. The Architecture of Petra. Oxford, New York, Oxford University Press Publ., 1990. xxii, 209 p.
  • 32. Mommsen Th. Der Begriff des Pomerium. Hermes, 1886, vol. 10, pp. 40–50 (in German).
  • 33. Nolhac P. de. Le Virgile de Vatican et ses peintures. Paris, Imprimerie Nationale Publ., 1917. 111 p. (in French).
  • 34. Parker S. T. Romans and Saracens: A History of the Arabian Frontier. Winona Lake, The American School of Oriental Research Publ., 1986. xiii, 247 p.
  • 35. Piccirillo M. The Mosaics of Jordan. Amman, American Center of Oriental Research Publ., 1993. 383 p.
  • 36. Radoslavova G. Kolanna garnitura ot grob na Beneficiarius Consularis ot selo Lipnik, Razgradska obshhina. Dzanev G. (ed.). Izvestija na Rim — Razgrad (Reports on Rome — Razgrad). Razgrad, Faber Publ., 2014, pp. 152–161 (in Bulgarian).
  • 37. Radoslavova G.; Dzanev G.; Nikolov N. The Battle at Abritus in AD 251: Written Sources, Archaeological and Numismatic Data. Archaeologia Bulgarica, 2011, vol. 15, pp. 23–49.
  • 38. Reddé M. Sites militaries romains de l’oasis de Kharga. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale, 1999, vol. 99, pp. 377–396 (in French).
  • 39. Reed Doob P. The Idea of the Labyrinth from Classical Antiquity through the Middle Ages. Ithaca, Cornell University Press Publ., 1990. xviii, 355 p.
  • 40. Richmond I.A. Trajan’s Army on Trajan’s Column. London, British School at Rome Publ., 1982. x, 56 p.
  • 41. Rykwert J. The Idea of a Town: The Anthropology of Urban Form in Rome, Italy and The Ancient World. Cambridge, Mass, MIT Press Publ., 1988. 242 p.
  • 42. Salvetti C. La rappresentazione del labirinto e della cinta muraria in un mosaico romano da San Giovanni in Laterano. Rendiconti della Pontificia Accademia Romana di Archeologia, 2015–2016, vol. 88, pp. 587–609 (in Italian).
  • 43. Sansoni R. I sarcofagi paleocristiani a porte di città. Bologna, Casa editrice prof. Riccardo Patron Publ., 1969. 117 p. (in Italian).
  • 44. Saradi H. Space in Byzantine Thought. Ćurčić S.; Hadjitryphonos E. (eds.). Architecture as Icon: Perception and Representation of Architecture in Byzantine Art. New Haven, London, Princenton University Art Museum Publ., 2010, pp. 73–111.
  • 45. Segal A. Temples and Sanctuaries in the Roman East: Religious Architecture in Syria, Iudaea/Palaestina and Provincia Arabia. Oxford, Oxbow Books Publ., 2013. x, 380 p.
  • 46. Smith E. B. Architectural Symbolism of Imperial Rome and the Middle Ages. Princeton, New Jersey, Princeton University Press Publ., 1956. ix, 219 p.
  • 47. Thill E. Civilization under Construction: Depictions of Architecture on the Column of Trajan. American Journal of Archaeology, 2010, vol. 114, pp. 27–43.
  • 48. Thill E. Don’t Confuse Us with the Facts Visualizing the Frontier in the Capital City. Sommer S.; Matešić S. (eds.). Limes XXIII: Proceedings of the 23rd International Congress of Roman Frontier Studies, Ingolstadt 2015. Mainz, Nünnerich-Asmus Verlag, 2018, pp. 265–272.
  • 49. Thomas E. ‘Houses of the Dead’? Columnar Sarcophagi as ‘Micro-Architecture’. Elsner J.; Huskinson J. (eds.). Life, Death and Representation. New York, De Gruyter Publ., 2011. 446 p.
  • 50. Volpe R. Paesaggi urbani tra Oppio e Fagutal. Mélanges de l’École française de Rome. Antiquité, vol. 112, no. 2, 2000, pp. 511–556 (in Italian).
  • 51. Weitzmann K. (ed.). Age of Spirituality. Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century. Catalogue of the Exhibition at the Metropolitan Museum of Art. New York, The Metropolitan Museum of Art Publ., 1979. 735 p.
  • 52. Weitzmann K. Book Illustration in the 4th Century. Tradition and Innovation. Akten des VII. Internationalen Kongresses für christliche Archäologie, Trier, 5–11 September 1965. Vatican City, Pontificio istituto di archeologia cristiana Publ., Berlin, Deutsches Archäologische Institut Publ., 1969, pp. 257–282.
  • 53. Wright D. H. The Vatican Vergil. A Masterpiece of Late Antique Art. Berkeley, University of California Press Publ., 1993. 141 p.
  • 54. Zimmerle W. G. From History to Heritage: the Arabian Incense Burner. Fromherz A. J. (ed.). The Gulf in World History: Arabia at the Global Crossroads. Edinburgh, Edinburgh University Press Publ., 2018, pp. 295–312.