Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-05
Title Дионисийские сюжеты в рельефах театра в Нисе в контексте эпохи и города
Author email arina_korzun@mail.ru
About author Корзун Арина Алексеевна — аспирант. МГУ имени М. В. Ломоносова. Ленинские горы, 1, 119991 Москва, Российская Федерация. arina_korzun@mail.ru ORCID: 0000-0001-6962-1663
In the section Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa2111-01-05
Year 2021 Volume 11 Pages 5565
Type of article RAR Index UDK 7.032(39) Index BBK 63.3(0)32
Abstract

В статье исследуется рельефный цикл театра древней Нисы (Кария), выполненный на рубеже II–III вв. Его сюжеты, размещенные на подиуме scenae frons, обнаруживают связь c местными легендами о Плутоне и Персефоне и укрытии младенца Диониса у нимф. Очевидно, что данная скульптурная декорация, может быть, поставлена в один ряд с нарративными дионисийскими композициями других театров Малой Азии (Перги, Иераполя, Сиды). Анализ сюжетов обнаруживает их связь с социокультурной средой, в частности с риторической традицией второй софистики, а также с императорской идеологической программой, в которой образы правителя и Диониса сближаются. Вписывая рельефный цикл в контекст эпохи, автор отмечает его самобытность, выраженную в характере размещения композиции — совмещении двух сюжетных линий и приёмах их «примирения». В поисках иконографических аналогий происходит обращение к широкому кругу памятников пластического искусства и изображениям на монетах. Учитывая нарративный характер рельефной декорации театра в Нисе, автор находит опору мифо-ритуальным основам цикла в литературной традиции.

Keywords
Reference Корзун А. А. Дионисийские сюжеты в рельефах театра в Нисе в контексте эпохи и города // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 11. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2021, pp. 55–65. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-05
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Античные гимны / Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 362 с.
  • 2. Аристид Элий. Священные речи. Похвала Риму (в пер. С. И. Межерицкой). — М.: Ладомир, 2006. — 288 с.
  • 3. Арриан Флавий. Индика (в пер. М. Д. Бухарина). — М.: Восточная Литература, 2002. — 652 с.
  • 4. Геродот. История (в пер. Г. А. Стратановского). — Л.: Наука, 1972. — 600 с.
  • 5. Гомер. Илиада (в пер. Н. И. Гнедича). — Л: Наука, 1990. — 592 с.
  • 6. Гомеровские гимны (в пер. В. В. Вересаева) // Античные гимны / Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — С. 58–140.
  • 7. Диодор Сицилийский. Историческая Библиотека. Книга V (в пер. О. П. Цыбенко). М.: Лабиринт, 2000. — 224 с.
  • 8. Еврипид. Трагедии в 2-х томах. Т. 2 (в пер. И. Ф. Анненского) / Под ред. М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, Ладомир, 1999 — С. 66–146.
  • 9. Макробий Амвросий Феодосий. Сатурналии (в пер. В. Т. Звиревича). — Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2009. — 72 с.
  • 10. Межерицкая С. И. Прозаический гимн как риторическая инновация в творчестве Элия Аристида // Индоевропейское языкознание и классическая филология–XXII. Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. 18–20 июня 2018 г. второй полутом. — СПб.: Наука, 2018. — С. 851–868.
  • 11. Нонн Панополитанский. Деяния Диониса (в пер. Ю. А. Голубца). – М.: Алетейя, 2016. — 596 с.
  • 12. Орфические гимны (в пер. О. В. Смыки) // Античные гимны / под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — С. 178–267.
  • 13. Страбон. География (в пер. Г. А Стратановского). — М.: Наука, 1964. — 944 с.
  • 14. Трофимова А. А. Imitatio Alexandri: портреты Александра Македонского и мифологические образы в искусстве эпохи эллинизма. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2012. — 320 с.
  • 15. Филострат Флавий. Жизнь Аполлония Тианского / Пер. Е. Г. Рабинович. — М.: Наука, 1985. — 328 с.
  • 16. Alanyalı H. S. Side Tiyatrosunda Yeni Yapılan Araştırmalar Işığında Scaenae Frons Kaset Kabartmaları ve Dionysos Frizi // İzmirligil, Ülkü — Gülsün Tanyeli /Side’ye Emek Verenler Sempozyumu 20–22 nisan 2007 Side; Ed. Z. Ahunbay. — Antalya, 2011. — S. 84–91.
  • 17. Aristides. Orationes. — Leipzig: Weidmann. 1829. — 640 p.
  • 18. Baratte F. La naisance de Dionysos sur un couvercle de sarcophague du musée d’Amiens // Revue Archéologique. — 1989. — Fasc. 1. — P. 143–148.
  • 19. Baumbach M. Poets and Poetry // Oxford Handbook of the Second Sophistic / Ed. D. Richter, W. Johnson. — New York: Oxford University press, 2017. — loc. 13440–13885.
  • 20. Bean G. E. Turkey Beyond the Maeander. — London: Ernest Benn, 1971; New York: W. W. Norton, 1980. — 236 p.
  • 21. Bowersock G.W. Infant Gods and Heroes in Late Antiquity: Dionysos’ First Bath // A Different God? Dionysos and Ancient Polytheism / Ed. R. Schlesier.— Berlin: De Gruyter, 2011. — P. 3–14.
  • 22. Buccino L. Dioniso Trionfatore. Percorsi e interpretazione del mito del trionfo indiano nelle fonti e nell’iconografia antiche. — Roma: L’Erma di Bretschneider, 2013. — 350 p.
  • 23. Bruhl A. Liber Pater. Origine et expansion du culte dionysiaque à Rome et dans le monde romain. — Paris: De Boccard, 1953. — 355 p.
  • 24. D’Andria F. The Ploutonion of Hierapolis in Light of Recent Research (2013–17) // Journal or Roman Archaeology. — 2018. — No. 31. — P. 90–129.
  • 25. D’Andria F., Ritti T. Le sculture del teatro: i rilievi con i cicli di Apollo e Artemide. — Roma: G. Bretschneider, 1985. — 205 p.
  • 26. De Bernardi Ferrero D. Teatri classici in Asia Minore. Vol. 3: Città dalla Troade alla Panfilia. — Roma: L’Erma di Bretschneider, 1970. — 215 p.
  • 27. Di Napoli V. Il fregio a tema agonistico del teatro de Hierapolis (Frigia): iconografia e Iconologia nell’arte romana imperial // ASatene. — 2002. — XXX, III, 2. — P. 379–412.
  • 28. Diodorus Siculus. Bibliotheca Historica. — Leipzig: in aedibus B. G. Teubneri, 1888–1890. — 665 p.
  • 29. Horster M. Cult // Oxford Handbook of the Second Sophistic / Eds. D. Richter, W. Johnson. — New York: Oxford University press, 2017. — loc. 16286–16698.
  • 30. Idil V. Nysa ve Aharaka, Nysa and Aharaka. — Istanbul: Yaşar Eğitim ve Kültür Vakfi, 1999. — 87 s.
  • 31. Kadıoğlu M. Die scaenae frons des Theaters von Nysa am Mäander. — Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 2006. — 396 S.
  • 32. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae I.2. — Zürich, München, Düsseldorf: Artemis and Winkler Verlag, 1981.
  • 33. Lindner R. Mythos und Identitaet: Studien zur Selbstdarstellung kleinasiatischer Staedte in der roemischen Kaiserzei. — Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1994. — 207 S.
  • 34. Madole S. Mythological Frieze Sarcophagus from Aphrodisias Depicting the Birth of Dionysos // American Journal of Archaeology. — 2008. — Vol. 122. — No. 1. — P. 145–168.
  • 35. Özgür M. E. Antalya Museum. Sculptures of the Perge Theatre Gallery. — Ankara: Donmez Offset, 2019. — 135 p.
  • 36. Sezer V., Tuna M., Peker R. Nysa Tiyatrosu Dış Cephe ve Doğu-Batı Girişleri Açma Çalışmaları // Türk arkeoloji dergisi. — 1988. — No. 27. — S. 85–100.
  • 37. Sezer V., Tuna M., Peker R. Nysa Tiyatrosun’da Skene Kazizi ve Podyumlar // Türk arkeoloji dergisi. — 1989. — No. 28. — S. 307–322.
  • 38. Sobra G., Masino F. La Frontescena Severiana del teatro di Hierapolis di Frigia. Architettura, decorazione e maestranze // La scenae frons en la arquitectura teatral romana: actas del symposium international celebrado en Cartagena los dias12 al 14 demarzo 2009 en el Museo del Teatro / Eds. S. Ramallo Asensio, N. Roring. — Murсia: Universidad de Murcia, 2010. — P. 373–413.
  • 39. Sylloge Nummorum Graecorum: Deutschland: Staatliche Münzsammlung München. — Munich: Hirmer Verlag, 1968.
  • 40. Tragicorum Graecorum Fragmenta. Vol. III: Aeschylus / Ed. S. Radt. — Göttingen: Vandenhoeck and Ruprecht, 2009. — 592 p.
  • 41. Veyne P. La Villa des Mysteres a Pompei. — Paris: Gallimard, 2016. — 183 p.
  • 42. Von Aulock Η., Klener G. Sylloge Nummorum Graecorum Deutschland: Sammlung v. Aulock. — Berlin: Mann, 1957–1968.