Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-32
Title Борис Годунов в искусстве эпохи Великих реформ: парадоксы репрезентаций
Author email mariachernysheva@mail.ru
About author Чернышева Мария Александровна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. mariachernysheva@mail.ru Ходорковская Елена Семёновна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация. 199034. ekhodor@gmail.com
In the section Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-32
Year 2020 Volume 10 Pages 363375
Type of article RAR Index UDK 7.035 + 7.04 + 7.044 + 76 +78.08 Index BBK 85.103(2)1 + 85.313(2)
Abstract

На рубеже 1860–1870-х гг., спустя сорок лет после выхода из печати пушкинской трагедии, образ Бориса Годунова вновь приковывает к себе внимание русской публики. За снятием в 1866 г. цензурного запрета на представление пьесы Пушкина в 1870 г. следует её первая постановка. В 1869 г. М. П. Мусоргский завершает первую редакцию оперы «Борис Годунов». В 1870 г. А. К. Толстой публикует заключительную часть исторической трилогии, трагедию «Царь Борис» (поставленав 1881 г.). До сих пор не предпринималось целенаправленных попыток соотнести с оперным и литературными образами Годунова его репрезентацию в графике и живописи XIX столетия, да и сами эти произведения в своей совокупности остаются мало изученными. Значение нашей работы мы видим в восполнении этого пробела. В статье прослежена иконография Бориса Годунова в искусстве времён Николая I и Александра II. Обнаружено, что существовала композиция В. Г. Шварца «Смерть Бориса Годунова», не упоминаемая в литературе о художнике. Выявлено, что наиболее близкую шедеврам Пушкина и Мусоргского визуальную трактовку характера Годунова предлагает живописный эскиз Н. Н. Ге к неосуществлённой картине «Царь Борис и царица Марфа» (1873–1874). Вместе с тем отмечено, что в русском изобразительном искусстве рассматриваемого периода немыслимо найти нечто соответствующее сцене под Кромами, которая определила финал оперы Мусоргского при первой её постановке в 1874 г. и стала беспрецедентно суггестивной репрезентацией русского бунта, «бессмысленного и беспощадного».

Keywords
Reference Чернышева М. А.; Ходорковская Е. С. Борис Годунов в искусстве эпохи Великих реформ: парадоксы репрезентаций // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 363–375. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-32
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Биллингтон Д. Х. Икона и топор: Опыт истолкования истории русской культуры. — М.: Рудомино, 2001.— 879 с.
  • 2. Вдовин А. Школьный литературный канон XIX века: что читали русские гимназисты? URL: https://eksmo.ru/test/chto-chitali-russkie-gimnazisty/ (дата обращения: 30.08.2018).
  • 3. Дризен Н. В. Драматическая цензура двух эпох. 1825–1881. — Пг.: Прометей, 1917.— 346 с.
  • 4. Живописное обозрение.— 1888.— № 20. — С. 311–326.
  • 5. Живописный Карамзин, или русская история в картинах. Ч. 1–3. — СПб: Тип. Х. Гинце и Э. Праца, 1836–1844.— 121; 124; 107 с.
  • 6. История России в картинах. Вып. 1–8. — СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1863–1871.
  • 7. История русского народа в 24 картинах. — СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1866.— 24 л.
  • 8. Карамзин Н. М. О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств // Вестник Европы.— 1802.— № 24. — C. 289–308.
  • 9. Карамзин Н. М. История государства Российского. В 11 т. — Т. 11. — СПб.: Тип. вдовы Плюшар с сыном, 1835.— 302 с.
  • 10. Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. 1604–1613 // Вестник Европы.— 1866. — Т. 1 (март). — С. 1–154.
  • 11. Левашёв Е. М., Тетерина Н. И. Историзм художественного мышления М. П. Мусоргского. — М.: Памятники исторической мысли, 2011.— 745 с.
  • 12. Ломоносов М. В. Идеи для живописных картин из российской истории // Ломоносов М. В. Избранная проза. — М.: Сов. Россия, 1980. — С. 257–262.
  • 13. Лотман Ю. М. Карамзин: Сотворение Карамзина. Статьи и исследования. Заметки и рецензии. — СПб.: Искусство, 1997.— 829 с.
  • 14. Михайлова Е. Путь к подлинному тексту: из сценической истории оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» в редакции 1869 года // Ручьевская Екатерина Александровна. К 90-летию со дня рождения: сборник статей / Отв. ред. Л. П. Иванова. — СПб.: Композитор, 2012. — С. 226–247.
  • 15. Мусоргский М. Борис Годунов. Либретто. — М.: Гос. изд-во, 1928.— 124 с.
  • 16. Очерки к «Борису Годунову» Александра Пушкина. — СПб., 1842.— 15 л.
  • 17. Писарев А. А. Предметы для художников, выбранные из Российской истории, Славенского баснословия и из всех других сочинений в стихах и прозе. Т. 1–2. — СПб.: Тип. Шнора, 1807.— 253; 343 с.
  • 18. Пушкин А. С. Борис Годунов. — СПб.: Я. А. Исаков, 1871.— 116 с.
  • 19. Стасов В. В. Постановка «Бориса Годунова» Пушкина // Стасов В. В. Собрание сочинений. 1847–1886. В 4 т. — Т. 3. — СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1894. — Ст. 364–367.
  • 20. Сыркина Ф. Я. Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века: Очерки. — М.: Искусство, 1956.— 380 с.
  • 21. Толстой А. К. Царь Борис. // Толстой А. К. Драмы. — Берлин: Изд-во И. П. Ладыжникова, 1922. — С. 329–512.
  • 22. Чернышева М. А. Новый исторический нарратив в живописи XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — С. 140–148. URL: http://dx.doi.org/10.18688–188–1–13 (дата обращения: 02.02.2019).
  • 23. Чернышева М. А. Композиции Поля Делароша из собрания Анатолия Демидова и их значение для русских художников XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 597–604. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa166–7–64 (дата обращения: 02.02.2019).
  • 24. Emerson C. Bakhtin and Intergeneric Shift: The Case of Boris Godunov // Studies in 20th Century Literature.— 1984. — Vol. 9. Iss. 1. — Р. 145–168.
  • 25. Emerson C. Boris Godunov: Transposition of a Russian Theme. — Bloomington: Indiana University Press, 1986.— 288 p.
  • 26. Emerson C., Oldani R. W. Modest Musorgsky and Boris Godunov: Myths, Realities, Reconsiderations. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994.— 339 p.
  • 27. Platt K. M. F. Terror and Greatness: Ivan and Peter as Russian Myths. — London: Cornell University Press, 2011.— 294 p.
  • 28. Taruskin R. Musorgsky vs. Musorgsky: The Versions of Boris Godunov // 19th-Century Music.— 1984. —Vol. 8. No. 2. — Р. 91–118.
  • 29. Taruskin R. Musorgsky vs. Musorgsky: The Versions of Boris Godunov (II) // 19th-Century Music.— 1985. — Vol. 8. No. 3. — Р. 245–272.
  • 30. Taruskin R. Crowd, Mob, and Nation in “Boris Godunov”: What did Musorgsky Think, and Does it Matter? // Studia Musicologica.— 2011. — Vol. 52. No. 1/4. — Р. 123–142.