Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-30
Title Панорама как форма исторической живописи: новые материалы к истории российской экспозиции панорамы Р.-К. Портера «Победа русской армии под командованием Суворова над французами…»
Author email anovick@eu.spb.ru
About author Новик Алина — аспирант. Европейский университет в Санкт-Петербурге, Гагаринская ул., д. 6/1 А, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187. anovick@eu.spb.ru
In the section Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-30
Year 2020 Volume 10 Pages 373350
Type of article RAR Index UDK 75.053 Index BBK 85.146.4
Abstract

Статья посвящена неизвестным ранее обстоятельствам экспозиции круговой панорамы британского художника-баталиста Р.-К. Портера «Победа русской армии под командованиемгенерала А. В. Суворова над французами на Чёртовом мосту 14 сентября 1799 г.» (1804) в Санкт-Петербурге и Москве в середине 1800-х гг. Особое внимание уделяется роли этого произведения в профессиональной биографии художника: менее чем через полгода после начала экспозиции произведения в Санкт-Петербурге он получил от Александра I заказ на три масштабные картины, предназначенные для украшения главного здания Адмиралтейства. Предполагается, что поводомдля приглашения Портера на работу в Россию могло послужить знакомство русского императора с батальной панорамой в Санкт-Петербурге в 1805 г. Анализ не публиковавшихся ранее сведений, проливающих свет на обстоятельства демонстрации этой картины в России, обнаруженных в печатной рекламе, прессе и архивных документах, подтверждает факт экспозиции панорамы в российских столицах и позволяет выдвинуть предположение о возможных причинах последовавшего за ней приглашения английского художника на службу в Россию.

Keywords
Reference Новик А. Панорама как форма исторической живописи: новые материалы к истории российской экспозиции панорамы Р.-К. Портера «Победа русской армии под командованием Суворова над французами…» // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 373–350. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-30
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Аргасцева С. А. Художественная панорама как вид искусства: дисс … канд. иск. — М., 1993.— 382 с.
  • 2. Земцов В. Н. Ж.-Ш. Ланглуа и его панорама «Битва при Москве-реке» // История.— 2013. — T. 4.— № 1(17). [Доступ для зарегистрированных пользователей] URL: http://history.jes.su/s207987840000008–7–3 (дата обращения: 14.01.2019).
  • 3. Иванов А. А. История Петербурга в старых объявлениях. — М.; СПб.: Центрполиграф МиМ-Дельта, 2008.— 542 с.
  • 4. Ренне Е. П. Роберт Кер Портер в России // Труды Государственного Эрмитажа.— 1985. — T. XXV. — C. 105–109.
  • 5. Ренне Е. Художник сэр Роберт Кер Портер в России // Наше наследие.— 2002.— № 63–64. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6412.php (дата обращения: 14.01.2019).
  • 6. Русинова О. Е. Проблематика «атрибутов искусства» в графических видах Петербурга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.— 2010.— № 134. — С. 138–151.
  • 7. Gombrich E. H. Imagery and Art in the Romantic Period // The Burlington Magazine.— 1949. — Vol. 91. — No. 555. — P. 153–159.
  • 8. Huhtamo E. Illusions in Motion: Media Archaeology of the Moving Panorama and Related Spectacles. — Cambridge, MA: The MIT Press, 2013.— 438 p.
  • 9. Hyde R. Panoramania! The Art and Entertainment of the “All-Embracing” View. — London: Trefoil in association with Barbican Art Gallery, 1988.— 215 p.
  • 10. Oettermann S. The Panorama: History of a Mass Medium. — New York: Zone Books, 1997.— 407 p.
  • 11. Reimers H. de. L’Académie Impériale des beaux-arts à St. Pétersbourg depuis son origine jusqu’au règne d’Alexandre I. en 1807. — St. Pétersbourg, 1807.— 161 p.