Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-29
Title Отступление от правил, или Пределы возможностей классической системы
Author email svetlan-stepan@yandex.ru
About author Степанова Светлана Степановна — доктор искусствоведения, главный научный сотрудник. Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., д. 10, Москва, Российская Федерация, 119017. svetlan-stepan@yandex.ru
In the section Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-29
Year 2020 Volume 10 Pages 330342
Type of article RAR Index UDK 75.01 Index BBK 85.143(2)
Abstract

На материале русского искусства XIX в. автор исследует «границы» и «горизонты» художественной системы классицизма. Стилеобразующие принципы классицизма базируются на целостности образа, синтезе всех создающих его элементов при относительной самостоятельности частей. Разрушение такой целокупности, преобладание того или иного формального элемента над другими ведёт к разрушению системы или её пересозданию. Пути преодоления или слома традиционных академических принципов затрагивали основы формопостроения, но в своих наиболее кардинальных вариантах базировались на мировоззренческих идеях.

Keywords
Reference Степанова С. С. Отступление от правил, или Пределы возможностей классической системы // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 330–342. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-29
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Александрова Н. И. Русский рисунок XVIII — первой половины XIX века: В 2 кн. — Кн. 2. — М.: Красная площадь, 2004.— 480 с.
  • 2. Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. — М.: Изобразительное искусство, 1980.— 206 с.
  • 3. Веневитинов Д. В. Скульптура, живопись и музыка // Северная лира на 1827 год. — М.: Тип. С. Селивановского, 1827. — С. 315–323.
  • 4. Верещагина А. Г. Фёдор Антонович Бруни. — Л.: Художник РСФСР, 1985.— 225 с.
  • 5. Верещагина А. Г. Критики и искусство: очерки истории русской художественной критики середины XVIII — первой трети XIX века. — М.: Прогресс-Традиция, 2004.— 739 с.
  • 6. Виноградов И. А. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. — М.: XXI век — Согласие, 2001.— 792 с.
  • 7. Воспоминания кн. Григория Григорьевича Гагарина о Карле Брюллове // К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников / Сост. и авт. предисл. проф. Н. Г. Машковцев. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. — С. 76–78.
  • 8. Гилберт К. Э., Г. Кун. История эстетики. / Под общ. ред. В. П. Сальникова. Пер. с англ. В. В. Кузнецова и И. С. Тихомировой. — СПб.: Алетейя, 2000. — 653 с.
  • 9. Гоголь Н. В. Последний день Помпеи (картина Брюллова) // К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников / Сост. и авт. предисл. проф. Н. Г. Машковцев. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. — С. 105–111.
  • 10. Гоголь Н. В. Скульптура, живопись и музыка // Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя. Часть первая. — СПб.: Тип. вдовы Плюшар с сыном, 1835. — С. 3–12.
  • 11. XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств: Сб. ст. / Гос. ин-т искусствознания, Гос. Третьяк. галерея; Отв. ред. Т. Л. Карпова. — М.: Пинакотека, 2002.— 336 с.
  • 12. Золотов Ю. К. Пуссен. — М.: Искусство, 1988.— 375 с.
  • 13. Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. — М.: Академия художеств СССР, 1963.— 320 с.
  • 14. Карев А. А. Классицизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003.— 319 с.
  • 15. Коваленская Н. Н. Русский классицизм: Живопись, скульптура, графика. — М.: Искусство, 1964.— 703 с.
  • 16. Леонтьев П. М. О классицизме, европеизме и народности: вступительное чтение исправляющего должность адъюнкта Леонтьева. — М.: б.и., 1847.— 16 с.
  • 17. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. / Под ред. Н. П. Козловой. — М.: Московский университет, 1980.— 624 с.
  • 18. Мастера искусства об искусстве: в 7 т. Т. 6: Искусство народов СССР XIV–XIX / Под ред. А. А. Фёдорова-Давыдова. — М.: Искусство, 1969.— 543 с.
  • 19. Мастера искусства об искусстве: в 7 т. Т. 7: Искусство народов СССР XIV–XIX / Под ред. А. А. Фёдорова-Давыдова. — М.: Искусство, 1970.— 655 с.
  • 20. Пожарова М. А. Французские концепции искусства в русских пособиях для художников XVIII века // Искусствознание.— 2007.— № 3–4. — С. 313–325.
  • 21. Пожарова М. А. Понятие о совершенном живописце. Русские гравированные академические оригиналы и пособия для художников XVIII века. Каталог. — М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2016.— 136 с.
  • 22. Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. — М.: Искусство, 1979.— 243 с.
  • 23. Романовский А. Академизм в русской живописи = Academicism in Russian Art: ок. 500 ил. — М.: Белый город, 2005.— 415 с.
  • 24. Русская эстетика и критика 40-х‑50-х годов XIX века / Сост. В. К. Кантор, А. Л. Осповат. — М.: Искусство, 1982.— 544 с.
  • 25. Русский и западноевропейский классицизм: проза [А. С. Курилов, А. А. Смирнов, Л. И. Сазонова и др.; редколлегия: А. С. Курилов (отв. ред.) и др.]. — М.: Наука, 1982.— 291 с.
  • 26. Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века: Сб. / Рос. ин-т искусствознания; Отв. ред. Г. Г. Поспелов. — М.: Изобразительное искусство, 1994.— 223 с.
  • 27. Смирнов А. А. Литературная теория русского классицизма. — М.: Высшая школа, 2007.— 205 с.
  • 28. Степанова С. С. Русская живопись XIX века в контексте десакрализации искусства // Искусствознание.— 2006.— № 2 (XXVIII). — С. 152–176.