Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-25
Title Вилла Адриана: источник вдохновения для России эпохи классицизма?
Author email c.ruggero@zikg.eu
About author Руджеро Кристина — Ph. D., научный сотрудник. Центральный институт истории искусств, Катарина-фон-Бора штрассе, 10, Мюнхен, Германия, 80333. c.ruggero@zikg.eu
In the section Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-25
Year 2020 Volume 10 Pages 280292
Type of article RAR Index UDK 72.032; 72.035; 725.17 Index BBK 85.113
Abstract

Екатерина II (1762–1796), желавшая преобразовать Россию по образцу европейских дворов, прекрасно осознавала роль античности и главным образом Рима как модели для подражания. Среди прочих сооружений вилла Адриана (117–138) являлась одним из важнейших образцов благодаря обилию и разнообразию строений, входивших в её состав. Кроме того, в трактатах XVIII столетия неоднократно поднимался вопрос о необходимости изучения и использования этого памятника как источника вдохновения для современных проектов. В данной статье делается попытка ответить на вопрос, каким образом вилла Адриана становится источником вдохновения для архитектуры классицизма в России. Этот памятник получил широкий резонанс во многих европейских странах, в особенности в XVIII–XIX столетиях. Автор ставит задачу проследить, как знание о вилле Адриана и использование её архитектурных мотивов распространялось в России не непосредственно через русских мастеров, а опосредованно, благодаря мастерам иностранным. Более того, в России ощущается мощное эхо ренессансной и, в частности, палладианской традиции, новый стиль, классицизм, сочетается эклектически с элементами других направлений и культур, таких как, например, неоготика или шинуазри, что также явилось результатом ассимиляции иностранных влияний. Этим можно объяснить тот факт, что именно в России сложнее всего найти прямое цитирование античных источников. Влияние виллы Адриана распространялось подспудно, благодаря мастерам, которые включали определённые её мотивы в свои проекты. Самый известный пример — проект императорского дворца, выполненный Ш.-Л. Клериссо, получившим изначально заказ всего лишь на садовый павильон. В этом проекте сосредоточены наиболее характерные черты римской архитектуры, своеобразной квинтэссенцией которой является вилла Адриана.

Keywords
Reference Руджеро К. Вилла Адриана: источник вдохновения для России эпохи классицизма? // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 280–292. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-25
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Androsov S. O. I souvenir del Grand Tour in Italia dei viaggiatori russi del Settecento. Androsov S. O. (ed.). Visioni del Grand Tour dall’Ermitage (1640–1880). Paesaggi e gente d’Italia nelle collezioni russe: catalogue. Rome, Il Cigno GG Edizioni Publ., 2008, pp. 14–32 (in Italian).
  • 2. Barrier J. Les architectes européens à Rome. 1740–1765. La naissance du Gout à la grecque. Paris, Monum, Éd. du Patrimoine Publ., 2005. 176 p. (in French).
  • 3. Bayard M.; Beck-Saiello È.; Gobet A. L’Académie de France à Rome. Le Palais Mancini, un foyer artistique dans l’Europe des Lumières (1725–1792). Rennes, Presses Universitaires de Rennes Publ., 2016. 505 p. (in French).
  • 4. Belamarić J.; Šverko A. (eds.). Robert Adam and Diocletian’s Palace in Split. Zagreb, Školska knjiga Publ., 2017. 600 p.
  • 5. Bellicard J.-C.; Cochin C. N. Observations sur les antiquités de la ville d’Herculanum: avec quelques réflexions sur la peinture & la sculpture des anciens; & une courte description de quelques antiquités des environs de Naples. Paris, Ch.-Ant. Jombert Publ., 1754. 134 p. (in French).
  • 6. Bignamini I.; Hornsby C. Digging and Dealing in Eighteenth-Century Rome. 2 vols. New Haven, Conn. et al., Yale University press Publ. 2010. 622 p.
  • 7. Blondel J.-F. Architecture françoise, ou Recueil des plans, élévations … 4 vols, Paris 1752–1756. (in French).
  • 8. Burns H. La città bianca: continuità e innovazione nell’architettura di San Pietroburgo, 1762–1825. Dal mito al progetto. La cultura architettonica dei maestri italiani e ticinesi nella Russia neoclassica: catalogue, vol. 2. Medrisio, Accademia di Architettura Mendrisio Publ., 2004, pp. 455–501 (in Italian).
  • 9. Campbell C. Vitruvius britannicus or The British Architect. London, 1715–1731.
  • 10. Cinque G. E. Le rappresentazioni planimetriche di Villa Adriana tra XVI e XVIII secolo. Ligorio, Contini, Kircher, Gondoin, Piranesi. Roma, École français de Rome Publ., 2017. 481 p. (in Italian).
  • 11. Clérisseau C.-L. Antiquités de la France. Monumens de Nimes, vol. 1. Paris, Philippe-Denys Pierre Publ., 1778. 143 p. (in French).
  • 12. Dacos N. Visitatori di Villa Adriana. Palatino, 1965, vol. 9, pp. 9–12 (in Italian).
  • 13. Descat S. (ed.). Le Voyage d’Italie de Pierre-Louis Moreau. Journal intime d’un architecte des Lumières (1754–1757). Bordeaux, Presses Universitaires de Bordeaux Publ. 2004. 188 p. (in French).
  • 14. Desgodets A. B. Les Edifices Antiques De Rome: Dessinés Et Mesurés Très Exactement. Paris, Coignard Publ., 1682. 323 p. (in French).
  • 15. Dudley R. The Hardwick Album: A Question of Authorship. Apollo, 1999, vol. 150, pp. 38–46.
  • 16. Frank Ch. L’arte e l’architettura romane nella corrispondenza di Caterina II di Russia. Dal mito al progetto. La cultura architettonica dei maestri italiani e ticinesi nella Russia neoclassica: catalogue, vol. 1. Mendrisio, Accademia di Architettura Mendrisio Publ., 2004, pp. 61–77 (in Italian).
  • 17. Frank Ch. Appendice documentaria sul viaggio in Russia di Giacomo Quarenghi e Giacomo Trombara nell’anno 1779. Dal mito al progetto. La cultura architettonica dei maestri italiani e ticinesi nella Russia neoclassica: catalogue, vol. 1. Mendrisio, Accademia di Architettura Mendrisio Publ. 2004, pp. 79–91 (in Italian).
  • 18. Harris J.; Snodin M. Sir William Chambers Architect to George III, Catalogue. New Haven et al., Yale University Press Publ., 1996, 229 p.
  • 19. Jaques S. The Empress of Art. Catherine the Great and the Transformation of Russia. New York, London, Pegasus book Publ., 2016. 466 p.
  • 20. Köhler M. Tsarskoe Selo: Villa Hadriana and Its Legacy in the North. Arciszewska B. (ed.). The Baroque Villa: Suburban and Country Residences c. 1600–1800. Wilanów, Wilanów Palace Museum Publ., 2009, pp. 59–68.
  • 21. Livre nouveau ou Règles des cinq ordres d’architecture, Nouvellement revû, corrigé et augmenté par Monsieur B. [François Blondel] ...Architect du Roy. Paris, Charpentier Publ. 1757. 110 p. (in French).
  • 22. MacDonald W. L.; Pinto J. A. Hadrian’s Villa and Its Legacy. New Haven et al., Yale University Press Publ., 1995. 404 p.
  • 23. McCormick T. J. Charles-Louis Clérisseau and the Genesis of Neo-Classicism. Cambridge, Mass. et al., The MIT Press Publ. 1990. 284 p. (in French).
  • 24. Miller N. Marblemania. Kavalierreisen und der römische Antikenhandel. Berlin, München, Deutscher Kunstverlag Publ., 2018. 184 p. (in German).
  • 25. Mosser M.; Rabreau Ph. (eds.). Charles de Wailly, peintre architecte dans l’Europe des Lumières, catalogue. Paris, Édition de la Caisse Nationale des Monuments Historiques et des Sites Publ., 1979. 127 p. (in French).
  • 26. Navone N.; Tedeschi L. (eds.). Dal mito al progetto. La cultura architettonica dei maestri italiani e ticinesi nella Russia neoclassica, catalogue, 2 vols. Mendrisio, Accademia di Architettura Mendrisio Publ. 2004. 934 p. (in Italian).
  • 27. Nordhoff C. (ed.). Jakob Philipp Hakert. Briefe (1761–1806). Göttingen, Hainholz Publ., 2012. 751 p. (in German).
  • 28. Oeuvres d’architecture de Marie-Joseph Peyre…, Nouvelle éd., augm. d’un Discours sur les monumens des anciens, comparés aux nôtres, et sur leur manière d’employer les colonne. Paris, Peyre Publ., 1765 (in French).
  • 29. Ottani Cavina A. Viaggio d’artista nell’Italia del settecento. Il diario di Thomas Jones. Milano, Electa Publ., 2003. 239 p. (in Italian).
  • 30. Pfisterer U.; Ruggero C. (eds.). Phönix aus der Asche — Bildwerdung der Antike: Druckgraphiken bis 1869, catalogue. Petersberg, Imhof Publ., 2019. 440 p. (in German and Italian).
  • 31. Pinault Sørensen M. “Un asyle glorieux”. L’acquisition du fonds Clérisseau par Catherine II. Ševčenko V. G.; Cotté S. (eds.). Charles-Lois Clérisseau (1721–1820). Dessins du Musée de l’Ermitage, Saint Pétersbourg: catalogue. Paris, Éditions de la Réunion des Musées Nationaux Publ. 1995, pp. 66–72 (in French).
  • 32. Quatreme de Quincy. Encyclopédie Méthodique. Architecture, vol. 1. Paris, Panckoucke Publ., 1788 (in French).
  • 33. Raspi Serra J.; Polignac F. de (eds.). La fascination de l’antique, 1700–1770. Rome découverte, Rome inventée, catalogue. Paris, Somogy Publ., 1998. 215 p. (in French).
  • 34. Risaliti R. Russi in Italia tra Settecento e Novecento. Moncalieri, C.I.R.V.I. Publ. 2010. 203 p. (in Italian).
  • 35. Ševčenko V. G. Historie de la collection. Ševčenko V. G.; Cotté S. (eds.). Charles-Lois Clérisseau (1721–1820). Dessins du Musée de l’Ermitage, Saint Pétersbourg, catalogue. Paris, Éditions de la Réunion des Musées Nationaux Publ. 1995, pp. 73–74 (in French).
  • 36. Ševčenko V. G. Les dessins de Clérisseau. Ševčenko V. G.; Cotté S. (eds.). Charles-Lois Clérisseau (1721–1820). Dessins du Musée de l’Ermitage, Saint Pétersbourg, catalogue. Paris, Éditions de la Réunion des Musées Nationaux Publ. 1995, pp. 75–84 (in French).
  • 37. Ševčenko V. G. Il progetto di “casa all’antica” per Caterina II. Dal mito al progetto. La cultura architettonica dei maestri italiani e ticinesi nella Russia neoclassica, catalogue, vol. 1. Mendrisio, Accademia di Architettura Mendrisio Publ. 2004, pp. 93–103 (in Italian).
  • 38. Tedeschi L. Roma, la “madre comune delle belle arti”, l’Italia, i pensionnaires russi e l’antico. Dal mito al progetto. La cultura architettonica dei maestri italiani e ticinesi nella Russia neoclassica, catalogue, vol. 1. Mendrisio, Accademia di Architettura Mendrisio Publ. 2004, pp. 143–174 (in Italian).
  • 39. Ten A. (ed.). Libro dell’antica città di Tivoli e di alcune famose ville. Rome, De Luca Publ., 2005. 220 p. (in Latin and Italian).
  • 40. Valdré U.; Lynch B.; Lynch C. Vincenzo Valdré (Faenza 1740 — Dublino 1814) pittore, decoratore ed architetto a Parma (?–1766), a Roma (1767–1772), con Richard Norris (1771–1772), a Parigi (1773), a Londra (1774–1778), a Stowe (1779–1789) e a Dublino (1790–1814). Faeza, Società Torricelliana di Scienza e Lettere Publ., 2014. 176 p. (in Italian).
  • 41. Watkin D. (ed.). Sir John Soane. Enlightenment Thought and the Royal Academy Lectures. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2000. 763 p.