Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-16
Title Границы дозволенного: скульптура в русских иконостасах эпохи барокко
Author email kir-posternak@yandex.ru
About author Постернак Кирилл Владимирович — заведующий сектором Биографического словаря архитекторов. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, ул. Воздвиженка, д. 5/25, Москва, Российская Федерация, 119019.
In the section Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-16
Year 2020 Volume 10 Pages 169181
Type of article RAR Index UDK 73.027.2 Index BBK 85.133(2)
Abstract

В начале XVIII в. скульптура заняла важное место в программе русских иконостасов. В некоторых случаях она даже замещала собой иконы. Вопреки распространённому мнению синодальный указ 1722 г. о запрещении церковной скульптуры не касался алтарных преград —украшенные скульптурой иконостасы продолжали создаваться на протяжении 1720–1730-х гг. В Петербурге ситуация резко изменилась в царствование Елизаветы Петровны (1741–1761). Императрица с большим вниманием относилась к церковным предписаниям, вследствие чего использование скульптуры в петербургских иконостасах было ограничено. Более того, переделкам подверглись многие иконостасы предшествующего периода. На этом фоне неосновательными выглядят утверждения о влиянии петербургских памятников на провинциальные иконостасы середины XVIII в. Напротив, столичные иконостасы этого времени выглядят более строгими по сравнению с алтарными преградами, создававшимися в других регионах страны. Решающим в провинции было не петербургское, а московское влияние. Ситуация вновь изменилась в царствование Екатерины II. Скульптура петербургских иконостасов значительно усложнилась, были возрождены многие мотивы петровского времени. В 1770-е гг. развитие барочного иконостаса в Петербурге пресеклось в связи с переменой стилистических предпочтений в пользу классицизма. Однаков провинции барочные традиции употребления иконостасной скульптуры продержались вплоть до начала XIX в. Использование скульптуры было окончательно запрещено указом Синода в 1835 г.

Keywords
Reference Постернак К. В. Границы дозволенного: скульптура в русских иконостасах эпохи барокко // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 169–181. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-16
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Аплаксин А. П. Сампсоновский собор в С.‑ Петербурге. 1709–1909. — СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборга, 1909.— 12 с. + 55 л.
  • 2. Архитектурная графика России. Первая половина XVIII века. Научный каталог / Авт.-сост. А. Н. Воронихина, Н. В. Калязина, М. Ф. Коршунова, Т. А. Петрова. — Л.: Искусство, 1981.— 170 с.
  • 3. Бусева-Давыдова И. Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и итоги эволюции // Иконостас. Происхождение — развитие — символика. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 621–650.
  • 4. Вертоградский Н. (Кафедральный) Спасо-Преображения собор в гор. Нарве. 1708–1908 гг. (К 200-летию его преобразования в православный русский храм). — Нарва: Тип. насл. А. Г. Григорьева, 1908.— 31 с.
  • 5. Власова О. М. Резные иконостасы Прикамья. — Пермь: Изд. И. В. Красносельских, 2012.— 202 с.+ 64 с. илл.
  • 6. Горбатенко С. Б. Иконостас Пантелеймоновской церкви Большого дворца в Ораниенбауме // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Сб. науч. ст. — СПб.: Политехника, 1994. — Вып. 3. — С. 139–154.
  • 7. Исаева Н. Н. Деревянная скульптура и орнаментальная резьба иконостасов Приенисейского края XVIII–XIX вв. Сводный каталог. — Красноярск: Офсет, 2000.— 208 с.
  • 8. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — СПб., 1876. — Вып. 5.— 478 с. разд. паг.
  • 9. Коченовский О. Нарва. Градостроительное развитие и архитектура. — Таллин: Валгус, 1991.— 304 с.
  • 10. Мальцев Н. В. Скульптурный декор иконостасов Великого Устюга // Памятники культуры. Новые открытия. 1977. — М.: Наука, 1977. — С. 282–295.
  • 11. Обухова Л. А. Рельефная пластика иконостаса церкви Св. Екатерины Ф.-Б. Растрелли // Русский скульптурный рельеф второй половины XVIII — первой половины XIX века. — Л.: [б.и.], 1989. — С. 67–72.
  • 12. Обухова Л. А. Резьба иконостасов Петербурга первой половины XVIII века: автореф. дис… к. иск. — М., 1992.— 16 с.
  • 13. Обухова Л. А. К вопросу изучения творчества Луи Роллана // Памятники культуры. Новые открытия. 1994. — М.: Наука, 1996. — С. 456–461.
  • 14. Обухова Л. А. Фрагменты иконостасной резьбы из Троицкого собора в собрании ГРМ // Памятники культуры. Новые открытия. 1996. — М.: Наука, 1998. — С. 568–574.
  • 15. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. — СПб., 1911. — Т. XXIII (1743 г.).— 7 с. + 1120 стб.
  • 16. Погосян Е. А., Сморжевских-Смирнова М. А. Иконостас Ивана Зарудного в Преображенской церкви Таллинна // Искусство иконы Эстонии. — Таллинн: Эстонский художественный музей, 2011. — С. 78–112.
  • 17. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. — СПб., 1872. — Т. II (1722 г.).— 28 + 685 + 73 с.
  • 18. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государыни императрицы Елисаветы Петровны. — СПб., 1899. — Т. I. (25 ноября 1741–1743 г.).— 536 с.
  • 19. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Николая I. — Пг., 1915. — Т. I. (1825–1835 гг.).— 10 + 938 с.
  • 20. Постернак К. В. Иконостасы Ф.-Б. Растрелли // Архитектура и строительство России.— 2013.— № 7. — С. 30–39.
  • 21. Постернак К. В. Императрица Елизавета Петровна и церковное искусство её времени // Диалог со временем.— 2013.— № 44. — С. 296–309.
  • 22. Постернак К. В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. V. «Вопросы истории и теории христианского искусства».— 2015.— № 3. — С. 102–119.
  • 23. Постернак К. В. Особенности архитектурно-декоративного убранства петербургских барочных иконостасов середины XVIII века (1740-е‑1760-е годы). Дис. … канд. иск. — М.: ГИИ, 2018.— 285 с. URL: http://sias.ru/upload/ds-posternak/disser_Posternak.pdf (дата обращения: 18.12.2018).
  • 24. Пуцко В. Г. Сюжетная деревянная скульптура в пластическом декоре русского иконостаса // Деревянная культовая скульптура. Проблемы хранения, изучения, реставрации. Международная научно-практическая конференция (Москва, 25–26 октября 2010 года). — М.: МГАУ, 2011. — С. 5–12.
  • 25. Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Каталог выставки / Авт.-сост. Т. М. Кольцова; авт. вступ. ст. Н. В. Мальцев. — Архангельск; М.: [б.и.], 1995.— 208 с.
  • 26. Религиозный Петербург / Сост. П. Климов. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2004.— 560 с.
  • 27. Трубинов Ю. В. Церковь Воскресения Христова в усадьбе А. Д. Меншикова (исследование и реконструкция) // Краеведческие записки. Исследования и материалы. — СПб., 1996. — Вып. 4. — С. 46–81.
  • 28. Шаханова В. М. Иконографический репертуар храмовой деревянной скульптуры Арзамасского уезда по описи середины XIX в. (опыт систематизации) // Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств, 1993. — Вып. 2. — Ч. II. — С. 3–198.
  • 29. Шаховской Я. П. Записки князя Якова Петровича Шаховского, писанные им самим. — СПб., 1821. — Ч. I.— 19 + 183 с.
  • 30. Юль Ю. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских.— 1899.— № 3. — С. 11–355.
  • 31. Karling S. Narva. Eine baugeschichtliche Untersuchung. — Tartu: Wahlsbröm und Widstrand, 1936.— 384 s.
  • 32. Õigeusu Issandamuutmise peakirik. Ikonostaas. Kuninglikud väravad. URL: http://dspace.ut.ee/handle/10062/39012 (дата обращения: 18.12.2018).