Title | За рамками гравюрного образца: лики в росписях Богоявленского храма села Еськи Бежецкого района Тверской области (1843–1847) | ||||||||
Author | Павлова А. Л. | annapava@yandex.ru | |||||||
About author | Павлова Анна Леонидовна — кандидат искусствоведения, заведующая отделом. НИИ теории и истории изобразительных искусств при РАХ, ул. Пречистенка, д. 21, Москва, Российская Федерация, 119034; старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009. annapava@yandex.ru | ||||||||
In the section | Русское искусство XVIII–XIX века | DOI | 10.18688/aa200-2-28 | ||||||
Year | 2020 | Volume | 10 | Pages | 315–329 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 75 | Index BBK | 85.103(2) 1 | ||||
Abstract |
Важность различных западноевропейских гравированных Библий XVII–XVIII вв.как образцов для церковных росписей второй четверти XIX в. широко известна. Однако не менее интересно для исследования то, что остаётся за рамками гравюрного прототипа. Основные различия между прообразами и росписями особенно заметны в передаче ликов, которые никогда в точности не воспроизводили гравюры. Таким образом, характер написания ликов — одна из наиболее типичных черт для той или иной школы, артели или мастера. Одновременно лики в наиболее значительных сохранившихся памятниках монументального искусства — сфера самого яркого и самостоятельного художественного творчества. Именнок таким памятникам относится роспись Богоявленского храма села Еськи Бежецкого районаТверской области (1843–1847). Здесь хорошо заметны особенности, присущие тверскому классицизму в целом. Наибольшее значение росписи села Еськи имеют с точки зрения самобытности приёмов академической системы письма, что особенно сказалось в узнаваемых ликах святых. Композиции были написаны по образцу гравюр Библий Кристофа Вайгеля (1695), Филиппа Андреаса Килиана (1758) и др., а лики в них c очевидностью демонстрируют художественный язык регионального классицизма. Именно лики делают росписи села Еськи неповторимыми, несмотря на то что сами сюжеты выполнены по образцу известных гравюр. Сравнение гравюры и росписи позволяет вникнуть в суть творческого метода региональных художников и увидеть их незаурядное мастерство. Лики написаны в характерной для клеевой техники условной манере: размашистые движения кисти не скрыты, цветовая палитра ограничена, тщательность отделки не приводит к излишнему иллюзионизму. Черты ликов лишены идеализации, присущей академизму, но наделены яркими отличительными особенностями. К их числу относятся преувеличенно крупные глаза и мясистые носы с широкой переносицей, запавшие щёки и явные носогубные складки. Образы лишены эмоциональности, но наделены величием, необыкновенной выразительностью и внутренним напряжением. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Павлова А. Л. За рамками гравюрного образца: лики в росписях Богоявленского храма села Еськи Бежецкого района Тверской области (1843–1847) // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 315–329. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-28 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|