Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-19
Title «Портрет Елизаветы Петровны» Г.-К. фон Преннера (1754 г., ГТГ) и европейская традиция портрета в цветочном обрамлении
Author email e.skvortsova@spbu.ru
About author Скворцова Екатерина Александровна — кандидат искусствоведения, доцент.Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург,Российская Федерация, 199034.
In the section Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-19
Year 2020 Volume 10 Pages 206219
Type of article RAR Index UDK 75.03 Index BBK 85.143
Abstract

Статья подготовлена по Гранту Президента РФ для молодых кандидатов наук МК-1510.2019.6 по теме «Женские и детские образы в дискурсе имперской власти: на примере искусства России XVIII века».

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Г.-К. фон Преннера — единственный в искусстве России XVIII столетия станковый светский портрет в живописной цветочной раме. Л. А. Маркина расшифровала «комплиментарный символизм» растений и указала на европейскую традицию изображения в цветочном венке Мадонны. Однако не менее существенный контекст светских европейских портретов в цветочных обрамлениях до сих пор оставался за гранью внимания исследователей. Равно как и в европейском искусствознании они по сей день не рассмотрены как особая типологическая линия. В статье предложен обзор подобных портретов последней четверти XVII — начала XVIII в. На их фоне портрет Елизаветы Петровны выделяется уникальным сочетанием исключительной пышности рамы и значимости портретного образа — тонко найденное художественное решение, передающее высокий государственный и международный статус модели. Портрет сохраняет сакраментальные политические коннотации, традиционно свойственные мотиву цветочной гирлянды во фламандской и голландской живописи, обнаруживая созвучие литературе Елизаветинской эпохи, в которой обрела распространение метафора расцветшего сада, воплощающая мирное благоденствие империи. В то же время в портрете Преннера цветочная рама является аксессуаром, оттеняющим красоту модели, как это свойственно французским образцам конца XVII в. Преннер мог оценить декоративный и символический потенциал мотива цветочной рамы, помогая своему дяде Антону Преннеру в подготовке гравированного каталога венской картинной галереи императора Карла VI в поместье Сталлбург, где была целая зала с цветочными натюрмортами и картинами в цветочных обрамлениях. Сколь актуален мотив оказался при дворе российской императрицы, демонстрируют другие виды искусства (триумфальные арки, монументальная живопись, лепное убранство интерьеров, декоративно-прикладное искусство, гравюра).

Keywords
Reference Скворцова Е. А. «Портрет Елизаветы Петровны» Г.-К. фон Преннера (1754 г., ГТГ) и европейская традиция портрета в цветочном обрамлении // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 206–219. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-19
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Andreeva G. B.; Markina L. A. Zhivopis’ 18 veka. Gosudarstvennaia Tret’akovskaia galereia. Katalog sobraniia (Painting of the 18th Century. State Tretyakov gallery. Catalogue). Moscow, State Tretiakov gallery Publ., 2015. 407 p. (in Russian).
  • 2. Androsov S. O. A Forgotten Russian Maecenas — Count Mikhail Vorontsov. Pamiatniki kul’tury. Novye otkrytiia: Pis’mennost’. Iskustvo. Arkheologiia: Ezhegodnik. 2000. (Monuments of Culture. New Discoveries: Script. Art. Archeology: An Annual. 2000). Moscow, Nauka Publ., 2001, pp. 246‒277 (in Russian).
  • 3. Artemieva I.; Pavanello G. Masterpieces from the Hermitage. Brussels, Art media; Milano, Electa Publ., 1998. 167 p.
  • 4. Baehr S. L. The Paradise Myth in Eighteenth-Century Russia: Utopian Patterns in Early Secular Russian Literature and Culture. Stanford (Calif.), Stanford University Press Publ., 1991. 308 p.
  • 5. Balis A.; Nitze-Ertz Ch.; Kleinmann U. Das Flämische Stillleben. 1550–1680. Wien, Kunsthistorisches Museum Publ.; Luca, Lingen Publ., 2002. 402 p. (in German).
  • 6. Benois A. N. Exhibition Dedicated to the Time of Empress Elizaveta Petrovna. Starye Gody (Old Years), 1912, May, pp. 3–28 (in Russian).
  • 7. Börsch-Supan H. Die Kunst in Brandenburg-Preußen: ihre Geschichte von der Renaissance bis zum Biedermeier dargestellt am Kunstbesitz der Berliner Schlösser. Berlin, Mann Publ., 1980. 324 p. (in German).
  • 8. Cherezova L. Meisenskii farfor v sobranii Tul’skogo khudozhestvennogo muzeia (Meissen Porcelain in the Collection of Tula Museum of Fine Arts). Tula, Lev Tolstoi Publ., 1994. 32 p. (in Russian).
  • 9. Ernesti J. H. M.; Hirsching F. C. G. Historisch-literarisches Handbuch berühmter und denkwürdiger Personen, welche in dem 18. Jahrhunderts gelebt haben: oder historische, bio- und bibliographische Nachrichten von berühmten Kaisern, Königen, Fürsten, großen Feldherrn, Staatsmännern, Päpsten, Cardinälen, Erz- und Bischöfen, Gelehrten aller Wissenschaften, Baumeistern, Künstlern, Kaufleuten, Mechanikern und andern merkwürdigen Personen beyderley Geschlechts, vol. 8, part 2. Leipzig, Schwickertscher Verlag, 1806. 408 p. (in German).
  • 10. Eskin Iu. M. (ed.). Tsarskii Tituliarnik, 2 vols. Moscow, Stoliarov Foundation Publ., 2007. 244; 194 p. (in Russian).
  • 11. Evseeva E. D. Kartina i rama. Dialogi (A Painting and a Frame. Dialogues). Moscow, State Tretiakov gallery Publ., 2014. 435 p. (in Russian).
  • 12. Fedorov V. (ed.). Catherine the Great: An Enlightened Empress: (Published to Accompany the Exhibition Held at the National Museums Scotland, Edinburgh, 13 July to 21 October 2012: From the Collections of the State Hermitage Museum, St. Petersburg). Edinburgh, NMS Enterprises Publ., 2012. 208 p.
  • 13. Frabbi N. I taccuini di Georg Kaspar Prenner nel Museo Civico di Treviglio e altri disegni del lascito ‘Dell’Era’. Bergamo, Bolis Publ, 1999. 250 p. (in Italian).
  • 14. Freedberg D. The Origins and Rise of the Flemish Madonnas in Flower Garlands Decoration and Devotion. Münchner Jahrbuch der bildenden Kunst, 1981, vol. 32, pp. 115–150.
  • 15. Füssli J. R.; Füssli H. H. Allgemeines Künstlerlexikon, oder: Kurze Nachricht von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher, Kunstgiesser, Stahlschneider u.u.; nebst angehängten Verzeichnissen der Lehrmeister und Schüler, auch der Bildnisse, der in diesem Lexikon enthaltenen Künstler, part 2, sec. 5. Zürich, bey Orell, Füβlin und Compagnie Publ., 1810. 1404 p. (in German).
  • 16. Goldovskii Gr. Zhivopis’. 18 vek. Katalog. Gosudarstvennyi Russkii muzei (Painting. The 18th Century. Catalogue of the State Russian museum, vol. 1). St. Petersburg, State Russian museum Publ., 1998. 206 p. (in Russian).
  • 17. Gollerbakh E. F. Portretnaia zhivopis’ v Rossii XVIII veka (Portrait Painting in Russia in the 18th Century). Moscow; Petrograd, State Publ., 1923. 139 p. (in Russian).
  • 18. Haag S.; Sandbichler V. Ferdinand II.: 450 Jahre Tiroler Landesfürst: Jubiläumsausstellung. Innsbruck; Wien, Haymon Publ., 2017. 365 p. (in German).
  • 19. Heinz G. Geistliches Blumenbild und dekoratives Stillleben in der Geschichte der kaiserlichen Gemäldessammlungen. Jahrbuch der kunsthistorischen Sammlungen in Wien, 1973, vol. 69 (Neue Folge Bd 33), pp. 7–54 (in German).
  • 20. Kaufmann, Th. DaCosta. Archimboldo’s Imperial Allegories. Zeitschrift für Kunstgeschichte, 1976, vol. 39, part 4, pp. 275–296.
  • 21. Kuspak I. N. Stankovaia grafika (Easel Graphics at the Museum of Fine Arts of Karerlia). Petrozvodsk, Karelia Publ., 2008. 231 p. (in Russian).
  • 22. Lebedev A. V. Russkaia zhivopis’ v 18 veke (Russian Painting in the 18th Century). Leningrad, Academy of Material Culture Publ., 1928. 66 p. (in Russian).
  • 23. Makarov V. Georg Gaspar Prenner i ego raboty v Gatchinskom dvortse-muzee Leningrada (Georg Gaspar Prenner and His Works at the Gatchina Palace-Museum in Leningrad). Leningrad, Gatchina Palace-Museum Publ., 1929. 26 p. (in Russian).
  • 24. Manteuffel K. Z., von. Bilder flämischer Meister in der Galerie der Uffizien zu Florenz. Monatshefte für Kunstwissenschaft, 1921, April, vol. 14, no. 1, pp. 29–49 (in German).
  • 25. Markina L. A. Admirers of Сharming Flora. Adaksina N. L.; Aleksandrova N. A. (eds.). Tsvety — ostatki raiia na zemle (Flowers Are Remnats of Paradise on Earth). Moscow, Tritona Publ., 2009, pp. 39–50 (in Russian).
  • 26. Markina L. A. German-Russian Artistic Exchange of the mid-18th Century — Aspect of Enlightenment Activity. Kul’tura epokhi Prosveshcheniia: sbornik statei (Culture of the Epoch of Enlightenment: Collection of Articles). Moscow, Nauka Publ., 1993, pp. 127–149 (in Russian).
  • 27. Markina L. A. “Happy Star” of a Court Artist in Russia. Russkoe iskusstvo (Russian Art), 2006, no. 3. Available at: http://www.russiskusstvo.ru/themes/theme/a1497/ (accessed 21 May 2019) (in Russian).
  • 28. Martin J.-H. Carambolages. Paris, Réunion des musées nationaux Publ., 2016. 63 p. (in French).
  • 29. Martin J. R. A Portrait of Rubens by Daniel Seghers. Record of the Art Museum, 1958, vol. 17, no. 1, pp. 2–20.
  • 30. Merriam S. Seventeenth-Century Flemish Garland Paintings. Still Life, Vision and the Devotional Image. Farnham; Burlington, VT, Ashgate Publ., 2012. 173 p.
  • 31. Nagler G. K. Neues allgemeines Künstler-Lexicon oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher, Formschneider, Lithographen, Zeichner, Medailleure, Elfenbeinarbeiter, etc., vol. 12. München, E. A. Fleischmann Publ., 1842. 556 p. (in German).
  • 32. Nikulin N. N. Nemetskaia i Avstriiskaia zhivopis’ 15–18 veka: Katalog (German and Austrian Painting of the 15th–18th Centuries, catalogue). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1987. 541 p. (in Russian).
  • 33. Novbari P. Iu. Katalog proizvedenii Lui Karavaka (1684–1754) (Catalogue of the Works of Louis Caravaque (1684–1754)). 2000. Bibliography Department of Scientific Archive of Russian Academy of Fine Arts, Saint-Petersburg. Fund 11. Inventory 2. Item 5378 (in Russian).
  • 34. Ospovat K.A. Lomonosov and “A Letter about the Benefits of Glass”. Novoe literaturnoe obozrenie (New Literary Survey), 2007, no. 5. (in Russian). Available at: https://magazines.gorky.media/nlo/2007/5/lomonosovi-pismo-o-polze-stekla-poeziya-i-nauka-pri-dvore-elizavety-petrovny.html (accessed 12 June 2020).
  • 35. Ospovat K.A. Poetry and Patronage. About One Work of Lomonosov. The Real Life of Pierre Dalelende: Studies in Russian and Comparative Literature to Honor Alexander Dolinin. [Stanford, Calif.], Stanford University, Dept. of Slavic Languages and Literatures, Oakland, Berkeley Slavic Specialties, 2007, pp. 13-37. (in Russian).
  • 36. Pogosjan E.A. Garden as a Political Symbol in Lomonosov’s Poetry. Kul’tura. Tekst. Narrativ. Trudy po znakovym sistemam — XXIV. (Culture. Text. Narrative. Essays on Sign System). Tartu, Tartu State University Publ., 1992, pp. 50-51 (in Russian).
  • 37. Rykova N. L. Georg Gasper Prenner v Rossii. Russkaia khudozhestvennaia kul’tura 18 veka i inostrannye mastera. Vsesoiuznaia nauchnaia konferentsiia molodykh spetsialistov. Tezisy dokladov (Russian Artistic Cilture of the 18th Century. Abstracts of USSR Conference of Early-Career Scholars). Moscow, s.n., 1982, pp. 16–18 (in Russian).
  • 38. Scharmann R. G. Von Gartenträumen und Rosenkaiserinnen: Blumenkunst und Pflanzensymbolik in preussischen Schlössern. Berlin, Braus Publ., 2016. 120 p.
  • 39. Sladkov V. A. Zrimyi obraz i skrytyi smysl: Allegorii i Emblemy v zhivopisi Flandrii i Gollandii vtoroi poloviny 16–17 veka (Visible Image and Concealed Sense: Allegories and Emblems in Painting of Flanders and Holland of the Second Half of the 16th–17th Centuries). Moscow, Alfa-Print Publ., 2004. 155 p. (in Russian).
  • 40. Sobko N. P. Slovar’ russkikh khudozhnikov, vaiatelei, zhivopistsev, zodchikh, risoval’shchikov, graverov, litografov, medal’erov, mozaichistov, ikonopistsev, liteishchikov, chekanshchikov, skanshchikov i proch.: S drevneishikh vremen do nashikh dnei (IX–XIX vv.) (A Dictionary of Russian Artists, Sculptors, Painters, Architects, Draughtesmen, Lithographers, Medal-Makers, Mosaic-Makers, Icon-Painters, Molders, etc.: From Ancient Times to the Present Days (9th–19th Centuries)), vol. 3, iss. 1. St. Petersburg, M. M. Stasiulevich Publ., 1899. 508 p. (in Russian).
  • 41. Stolpiianskii P. Staryi Peterburg. Starye Gody (Old Years), 1912, March, pp. 60–63 (in Russian).
  • 42. Swoboda G. Die verdoppelte Galerie. Die Kunstsammlungen Kaiser Karls VI. In der Wiener Stallburg und Ihr Inventar. Haag S.; Swoboda G.; Oberthaler E.; Wald R. Die Galerie Kaiser Karls VI. in Wien: Solimenas Widmungsbild und Storffers Inventar (1720–1733). Wien, Kunsthistorisches Museum Publ., cop. 2010, pp. 11–31 (in German).
  • 43. Swoboda G. Die Wege der Bilder: eine Geschichte der kaiserlichen Gemäldesammlungen von 1600 bis 1800. Wien, Kunsthistorisches Museum, Brandstätter Publ., 2008. 164 p. (in German).
  • 44. Taylor P. Dutch Flower Painting, 1600–1720. New Haven, London, Yale university press Publ., 1995. 227 p.
  • 45. Thieme U.; Becker F. (eds.). Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, vol. 27. Leipzig, W. Engelmann, 1907–1930. 600 p. (in German).
  • 46. Tiukhmeneva E. A. Iskusstvo triumphal’nykh vrat v Rossii pervoi poloviny 18 veka: problem panegericheskogo napravleniia (The Art of Triumphal Gates in Russian in the First Half of the 18th Century). Moscow, Progress- Traditsiia Publ., 2005. 327 p. (in Russian).
  • 47. Vandivere A. Changes of Identity in “Garland of Flowers and Vase” by Gaspar Peeter Verbruggen the Younger. Oud Holland, 2009, vol. 122, no. 2/3, pp. 164–180.
  • 48. Vorozhbitova M. V.; Pogodina A. A.; Markina L. A. Elizaveta Petrovna i Moskva (Empress Elizabeth and Moscow, Exhibition Catalogue). Moscow, Art-Volkhonka Publ., 2010. 218 p. (in Russian).
  • 49. Vrangel N. N. Foreign Artists in Russia in the 18th Century. Starye gody (Old Years), 1911, July–September, pp. 5–94 (in Russian).
  • 50. Vrangel N. N. The First Years of the Academic School. Iaremich S. P. (ed.). Russkaia akademicheskaia khudozhestvennaia shkola v XVIII veke. Izvestiia Gosudarstvennoi akademii istorii material’noi kul’tury. Vyp. 123 (Russian Academic Artistic School in the 18th Century. News of the State Academy of the History of Material Culture, vol. 123). Moscow; Leningrad, State Social-Economic Publ., 1934, pp. 11–30 (in Russian).
  • 51. Wettengl K. Maria Sibylla Merian Künstlerin und Naturforscherin: 1647–1717. Ostfildern, Hatje-Cantz-Verlag Publ., 2013. 275 p. (in German).