Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-48
Title Преемственность в архитектуре XX века: постживописная абстракция и формообразование в творчестве Рикардо Легорреты
Author email pana00@mail.ru
About author Панова Наталья Геннадьевна — кандидат искусствоведения, профессор. Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, д. 11/4, корп. 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031. Pana00@mail.ru
In the section Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa200-3-48
Year 2020 Volume 10 Pages 545557
Type of article RAR Index UDK 7.036 Index BBK 85.1
Abstract

Поиск диалога в принципах формообразования современной архитектуры и художественно-пластических экспериментов в живописи и скульптуре XX–XXI вв. является актуальным в условиях культурной глобализации и позволяет рассматривать такую взаимосвязь как единый художественный процесс. С начала XX в. пластические искусства тяготеют к взаимодействию, наблюдается тенденция к их объединению или взаимовлиянию. Это послужило поводом к формированию нового метода пластического мышления и формообразования в работах художников и архитекторов. Статья посвящена восприятию своеобразия минималистичной и самобытной архитектуры известного мексиканского зодчего XX в. Рикардо Легорреты, цветопространственные композиции которого автором исследования рассматриваются как локализованные в пространстве темы постживописной абстракции. В публикации на наглядных примерах показано,как цветопластические принципы произведений постживописной абстракции находят выражение в архитектурном творчестве Рикардо Легорреты. Работа восполняет возникшую в отечественных и зарубежных исследованиях существенную лакуну в изучении диалога подобного характера, несмотря на большой объём теоретических и практических трудов, посвящённых пластическим искусствам и архитектурному творчеству отдельных мастеров или направлений, а также исследований по проблемам синтеза искусств.

Keywords
Reference Панова Н. Г. Преемственность в архитектуре XX века: постживописная абстракция и формообразование в творчестве Рикардо Легорреты // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 545–557. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-48
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Азизян И. А., Сарабьянов А. А. Два аспекта взаимодействия искусств: формообразование и синтез // Композиция в современной архитектуре. — М.: Стройиздат, 1973. — С. 234–245.
  • 2. Бринкман А. Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения / Пер. с нем. Е. А. Некрасовой, ред. М. В. Алпатова. — М.: изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935.— 175 с.
  • 3. Ванслов В. В. Образы искусства. Очерки. — М.: Знание, 2006.— 448 с.
  • 4. Данилова Э. В. От изображения к конструкции. Развитие формообразующих методов кубизма и футуризма в архитектуре XX века. — Самара: Самарск. гос. архит.-строит. ун-т., 2004.— 160 с.
  • 5. Дуцев М. В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре: монография. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.— 388 с.
  • 6. Ефимов А. В. Мировые художественные течения и архитектурное творчество. Части 1–4 // Architecture and Modern Information Technologies. 2017.— № 3 (40). — С. 252–274. URL: http://marhi.ru/AMIT/2017/3kvart17/19_efimov/index.php (дата обращения: 12.12.2018).
  • 7. Ефимов А. В., Панова Н. Г. Архитектурная колористика и пластические искусства: монография. — М.: БуксМАрт, 2019.— 424 с.
  • 8. Мурина Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. — М.: Искусство, 1982.— 192 с.
  • 9. Панова Н. Г. Цветопластические приёмы формирования пространства в архитектуре и искусстве XX века: Фрэнк Гери // Architecture and Modern Information Technologies.— 2017.— № 3 (40). — С. 113–131. URL: http://marhi.ru/AMIT/2017/3kvart17/09_panova/index.php (дата обращения: 17.12.2018).
  • 10. Панова Н. Г. Художественный язык архитектуры Рикардо Легорреты. Плоскость и цвет как формообразующие элементы // Architecture and Modern Information Technologies.— 2017.— № 4 (41). — С. 272–287. URL: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/20_panova/index.php (дата обращения: 21.11.2018)
  • 11. Панова Н. Г. Архитектура тишины. Цветовые пространства Луиса Баррагана и Рикардо Легорреты // Architecture and Modern Information Technologies.— 2018.— № 3 (44). — С. 346–361. URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/21_panova/index.php (дата обращения: 08.12.2018)
  • 12. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Б. Ф. Егоров. — Л.: Наука, 1974. — 299 с.
  • 13. Роуз Б. Американская живопись XX века: [альбом]; [пер. с фр. Жака Петивьера]. — Париж: Bookking International; Milano: Skira, 1995.— 175 с.
  • 14. Рыков А. В. Клемент Гринберг и американская теория современного искусства 1960-х годов // Искусствознание 1–2/07.— 2007. — С. 538–563.
  • 15. Степанов Г. П. Взаимодействие искусств. — Л.: Художник РСФСР, 1973.— 184 с.
  • 16. Стригалёв А. А. Пластические искусства и архитектурная форма // Архитектурная композиция: Современные проблемы. — М.: Стройиздат, 1970. — С. 180–183.
  • 17. Стригалёв A. A. Взаимодействие архитектуры с другими искусствами. — М.: Центр. науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры, 1974.— 75 с.
  • 18. Тиц А. А., Воробьёва Е. В. Пластический язык архитектуры. — М.: Стройиздат, 1986.— 310 с.
  • 19. Чунихин К. А. «Модерн и постмодерн» Клемента Гринберга, или Апология модернизма в эпоху постмодернизма // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. — С. 515–520.
  • 20. Швидковский O. A. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство. — М.: Стройиздат, 1984.— 280 с.
  • 21. Albers J. Interaction of Color: Grundlegung einer Didaktik des Sehens. — Köln: Verlag M. DuMont Schauberg, 1970.— 121 S.
  • 22. Albers J. A Retrospective. — New York: Solomon R. Guggenheim Museum Publications, 1988.— 304 p.
  • 23. Campbel A., Nesin K., Blalock L. Frank Stella. — London: Phaidon Press Limited, 2018.— 160 p.
  • 24. Marquis A. G. Art Czar: The Rise and Fall of Clement Greenberg. — Boston: MFA Publications, 2006.— 322 p.
  • 25. Mutlow J. V. Ricardo Legorreta Arquitectos. — Italy: Rizzoli, 1997.— 240 p.
  • 26. Sandler I. Al Held. — United States: Hudson Hills Press, 1985.— 192 p.
  • 27. Steele J. Architecture Today. — London: Phaidon Press Limited, 1997.— 511 p.
  • 28. Terán A. Tras los Pasos de Ricardo Legorreta. Dime por dónde andas y te diré que ver. — México: Aeditores, 2012.— 269 p.