Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-44
Title Художники «Джон Рид клуба» в СССР: к истории забытых культурных связей конца 1920-х — начала 1930-х годов
Author email danila.bulatov@pushkinmuseum.art
About author Булатов Данила Алексеевич — научный сотрудник. ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, д. 12, Москва, Российская Федерация, 121019. danila.bulatov@pushkinmuseum.art
In the section Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa200-3-44
Year 2020 Volume 10 Pages 508519
Type of article RAR Index UDK 7.036.1 Index BBK 85.103(3)
Abstract

Статья посвящена малоизученному вопросу возникновения в конце 1920-х — начале 1930-х гг. активных связей между советскими культурными организациями и так называемыми американскими «революционными» художниками, которые работали преимущественно в изданиях левого толка («Нью Мэссес», «Дэйли Уоркер» и другие) и в годы Великой депрессии стали объединяться в «Джон Рид клубы». На фоне целого ряда проблем экономического и социального порядка, которые переживали США, СССР привлекал американских левых художников и интеллектуалов как страна, где устранены классовые, национальные и расовые барьеры, где культура создаётся рабочими и для рабочего класса. Немаловажным фактором интереса к СССР была и выстроенная там патерналистская модель взаимоотношения власти и искусства, о которой в условиях кризиса американские художники могли только мечтать. В 1929 г. в Нью-Йорке был основан первый и самый влиятельный «Джон Рид клуб», вскоре ставший ячейкой Коминтерна и проводником его директив. В фокусе исследования находятся выставки художников «Джон Рид клуба», проводившиеся в СССР с 1931 по 1936 г., а также связи между прокоммунистическими американскими художниками и такими советскими организациями, как ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей), МБРХ (Международное бюро революционных художников) и ГМНЗИ (Государственный музей нового западного искусства). Кроме того, в статье поднимается проблема происходящей в этот период как в СССР, так и в США трансформации представлений о задачах и характере «революционного искусства», а также рассматривается вопрос восприятия американской революционной графики советской критикой в годы, ставшие решающими для утверждения соцреалистического канона.

Keywords
Reference Булатов Д. А. Художники «Джон Рид клуба» в СССР: к истории забытых культурных связей конца 1920-х — начала 1930-х годов // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 508–519. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-44
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. VI Конгресс Коминтерна. Стенографический отчёт. Вып. 6. Тезисы, резолюции, постановления, воззвания. — М.; Л.: Госиздат, 1929. — 624 с.
  • 2. Американские художники Джон Рид Клуба. — М.: Изогиз, 1931. — 48 с.
  • 3. В. Б. Уиллиам Гроппер // За пролетарское искусство.— 1931.— № 1. — С. 20–21.
  • 4. Выставка рисунков современного американского художника Луи Лозовика. Краткий каталог. — М.: ГМНЗИ, 1928. — 8 с.
  • 5. Воззвание Международного бюро революционных художников ко всем революционным художникам мира // Искусство в массы.— 1930.— № 12. — С. 28–29.
  • 6. Декларация Ассоциации художников революции (АХР) // Искусство в массы.— 1929.— № 1/2. — С. 1.
  • 7. Дурус А. С. Замечания к выставке Фрэд Эллиса // Каталог выставки графики американского революционного художника Фрэд Эллис. Клуб завода «Каучук». — М., 1936. — С. 6–8.
  • 8. Елистратова А. New Masses // Литература мировой революции.— 1932.— № 2. — С. 87–95.
  • 9. Каталог Антиимпериалистической выставки, организованной ФОСХ. — М.; Л.: Огиз-Изогиз, 1931. — 80 с.
  • 10. Левочский H. Советские Жюль-Верны. ВХУТЕМАС готовит не строителей, а фантазёров // Постройка.— 3 июля 1928.
  • 11. Лозовик Л. Американизация искусства // Вестник иностранной литературы.— 1928.— № 1. — C. 150–152.
  • 12. Терновец Б. Н. Революционное искусство в странах капитализма // Искусство. — 1933.— № 1–2. — С. 187–210.
  • 13. Уитц Б. О выставке графики клуба Джона Рида // Американские художники Джон Рид Клуба. — М.: Изогиз, 1931. — С. 9–13.
  • 14. Эфрос Н. Д. Международное бюро революционных художников // Литературное наследство. Т. 81. Из истории МОРП. — М.: Наука, 1969. — С. 605–622.
  • 15. Яворская Н. В. История Государственного музея нового западного искусства 1918–1948. — М.: БуксМАрт, 2012.— 480 с.
  • 16. Яворская Н. В. Современная революционная политсатира на Западе. — М.; Л.: Огиз-Изогиз, 1932. — 94 с.
  • 17. Draft Manifesto of John Reed Clubs // New Masses. — June 1932. — P. 3–4.
  • 18. Freeman J., Kunitz J., Lozowick L. Voices of October: Art and Literature in Soviet Russia. — New York: The Vanguard press, 1930. — 317 p.
  • 19. Gahn J. A. The America of William Gropper, Radical Cartoonist: Ph. D. diss. — Syracuse University, 1966.— 620 p.
  • 20. Gellert H. Сarl Marx’ “Capital” in Lithographs. — New York: Long & Smith, 1934.— 64 p.
  • 21. Gellert H. Comrade Gulliver: An Illustrated Account of Travel into that Strange Country the United States of America. — New York: G. P. Putnam’s Sons, 1935. — 43, n.l.
  • 22. Gold M. America Needs a Critic // New Masses. — October 1926. — P. 7–9.
  • 23. Gold M. Notes of the Month // New Masses. — September 1930. — P. 3–5.
  • 24. Gropper W. 56 Drawings of Soviet Russia. — New York: New Playwrights Theatre Book Service, 1929. — 56 p.
  • 25. Homberger E. Proletarian Literature and the John Reed Clubs 1929–1935 // Journal of American Studies.— 1979. — No. 2. — P. 221–244.
  • 26. Langa H. “At Least Half the Pages Will Consist of Pictures”: “New Masses” and Politicized Visual Art // American Periodicals.— 2011. — Vol. 21. — No. 1. — P. 24–49.
  • 27. Lozowick L. Modern Russian Art. — New York: Museum of modern art, Société anonyme, 1925. — 60 p.
  • 28. Marquardt V. H. Louis Lozowick: From “Machine Ornaments” to Applied Design, 1923–1930 // The Journal of Decorative and Propaganda Arts.— 1988. — Vol. 8. — P. 40–57.
  • 29. Minor R. Art as a Weapon in the Class Struggle // Daily Worker.— 22 September 1925. — P. 5.
  • 30. Morrow F. The Bonus Army // New Masses. — August 1932. — P. 3–6.
  • 31. Rochester A. Class War Bulletins // New Masses. — October 1927. — P. 22.
  • 32. Sloan D. E. “Why not Revolution?”: The John Reed Club and Visual Culture: Ph. D. diss. — University of Kansas, 2004.— 366 p.
  • 33. Survivor from a Dead Age: The Memoirs of Louis Lozowick. / Ed. V. M. Hagelstein. — Washington D. C.: Smithsonian Institution Press, 1997.— 352 p.
  • 34. Zutringer P. Machine art is bourgeois // New Masses. — February 1929. — P. 31.