Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-43
Title Поиски художественного синтеза и новой выразительности в творчестве Ивана Пуни и Джино Северини начала 1920-х годов
Author email omurom80@gmail.com
About author Муромцева Ольга Валерьевна — кандидат исторических наук, доцент. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, Волоколамское шоссе, 9, Москва, Российская Федерация, 125080. omurom80@gmail.com
In the section Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa200-3-43
Year 2020 Volume 10 Pages 497507
Type of article RAR Index UDK 75, 7.01, 7.036.192, 7.072.2 Index BBK 85.103(2)6, 85.143(2), 85.143(3)
Abstract

Иван Пуни — один из ближайших соратников Казимира Малевича периода триумфа супрематизма, принявший активное участие в организации крупнейших выставок русского авангарда «Трамвай В» и «0,10», пропагандист нового искусства, художник, чьё творчество настолько многосторонне и разнообразно, что в нём достаточно сложно проследить единую линию развития, отделить главное от второстепенного. В 1921 г. пребывание Пуни в Берлине было отмечено триумфальной выставкой в знаменитой галерее Der Sturm, экспозиция которой считается одним из первых примеров новаторского подхода к организации выставочного пространства, получившего развитие в XX–XXI вв. и соединившего в себе черты тотальной инсталляции и перформанса. Именно в этот успешный творческий период Пуни занимается не только переосмыслением собственной деятельности (своеобразный итог которой подводила эклектичная экспозиция в галерее Der Sturm), но и оценкой роли авангардных течений, рассуждениями о конце авангарда и «современном моментев живописи». В начале 1920-х гг. подобные идеи были достаточно широко распространены среди художников-авангардистов, захваченных общеевропейской тенденцией «возвращения к порядку». Представляется интересным сравнить суждения Пуни, собранные в издании «Современная живопись» 1923 г., с размышлениями другого яркого представителя модернизма, итальянского художника-футуриста Джино Северини, ставшего одним из главных идеологов «возвращения к порядку» и опубликовавшего теоретический труд «От кубизма к классицизму», в котором объяснялись отходот экспериментов авангарда и сущность новых стратегий восприятия и создания искусства. Личное знакомство художников состоялось в Париже в 1924 г. и подробно описано в воспоминаниях Северини. Изучение живописных и теоретических решений, предложенных Пуни и Северини в начале 1920-х гг., позволяет по-новому взглянуть на такие проблемы развития современного искусства, как глобализм художественной сцены XX в., общность теорий и практик художников разных стран, влияние политических и социокультурных обстоятельств и вопросы существования авангардных течений после Первой мировой войны.

Keywords
Reference Муромцева О. В. Поиски художественного синтеза и новой выразительности в творчестве Ивана Пуни и Джино Северини начала 1920-х годов // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 497–507. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-43
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Боулт Дж.-Э. «Бегство форм». Иван Пуни в Берлине. 1920–1923 // Вопросы искусствознания. — 1997. — Вып. 2. — С. 179–184.
  • 2. Дажина В. Д. «Великая война» (1914–1918) и судьбы европейского искусства. — М.: БуксМАрт, 2014.— 228 с.
  • 3. Лопатин Б. Футуризм — Супрематизм // День.— 1915.— № 351. 21 декабря.
  • 4. Попов В. В., Фрезинский Б. Я. Илья Эренбург. Хроника жизни и творчества. Т. 1. — СПб.: Лина, 1993.— 384 с.
  • 5. Пуни И. Современная живопись. — Берлин: Изд. Л. Д. Френкель, 1923.— 36 с.
  • 6. Сарабьянов Д. В. Иван Пуни. — М.: Искусство — XXI век, 2007.— 376 с.
  • 7. Сарабьянов Д. В. Иван Пуни в Берлине. 1920–1923 // Художественная культура русского зарубежья: 1917–1939. Сб. статей. — М.: Индрик, 2008. — С. 12–18.
  • 8. Шапошников Б. В. Эстетика числа и циркуля. Неоклассицизм в современной живописи. М.: Гос. акад. художественных наук, 1926.— 70, [1] с., [12] л. илл.
  • 9. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009.— 464 с.
  • 10. Шкловский В. Иван Пуни // Гамбургский счёт. Статьи, воспоминания, эссе. — М.: Советский писатель, 1990.— 544 c.
  • 11. Belli G. Declinazione cubiste. La vocazione classica // Gino Severini. 1883–1966 / Catalogo della mostra. A cura di G. Belli, D. Fonti. — Milano: Silvana Editoriale, 2011. — P. 158–161, 176–178.
  • 12. Berninger H., Cartier J.-A. Pougny. Catalogue de l’oeuvre, Bd 1: Les années d’avantgarde, Russie-Berlin 1910–1923. — Tübingen, 1972. — 256 p.
  • 13. Berninger H., Cartier J.-A. Pougny. Catalogue de l’oeuvre, Bd 2: Paris 1924–1956, Peintures. — Tübingen, 1992. –262 p.
  • 14. Bowlt J. Transcending Reason // 0,10: Iwan Puni and Photographs of the Russian Revolution: exhibition catalogue / Museum Jean Tinguely, 11 April — 28 September 2003 / with foreword by G. Magnaguagno. — Bern: Benteli Verlags AG, 2003. — P. 36–53.
  • 15. Gino Severini. The Futurist Painter Severini Exhibits His Latest Works. Catalogue of an exhibition, April 1913. Facsimile reproduction of: London, 1913. Marlborough Gallery. Firenze: Studio per Edizioni Scelte, 1978.— 33 p.
  • 16. Iwan Puni 1892–1956 / Ed. J. Merkert. Exhibition catalogue. — Berlin: Sttgt. Verlag Gerd Hatje, 1993. — 221 S.
  • 17. Lodder C. Ivan Puni and the Flight of Forms. From St. Petersburg to Berlin // Experiment 23, 2017. — P. 104–116.
  • 18. Mascherpa G. Gino Severini. — Milano: Electa Firenze, 1983. — 204 p.
  • 19. Ozenfant A. Notes sur le cubism // L’Elan.— 1916. — No. 10 Dicembre.
  • 20. Pontiggia E. Classicita e pitagorismo in Gino Severini // G. Severini. Dal cubism al classicism. — Milаno: Se Studio editorial, 2001. — P. 128.
  • 21. Severini G. Du сubisme au classizisme: Esthétique du compas et du nobmre. — Paris: J. Povolozky & Cie, 1921.— 126 р.
  • 22. Severini G. Tutta la vita di un pittore. — Milano: Garzanti, 1946.— 376 р. (переиздано в 1983 и 2008 гг. на ит. яз. под названием: La vita di un pittore).