Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-36
Title На границе модернизма: зарубежные художественные выставки в России 1890-х годов
Author email ilia.doronchenkov@arts-museum.ru
About author Доронченков Илья Аскольдович — кандидат искусствоведения, профессор. Европейский университет в Санкт-Петербурге, Гагаринская ул., д. 6/1 А. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187. ilia.doronchenkov@eu.spb.ru; заместитель директора по научной работе Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, д. 12, Москва, Российская Федерация, 121019.
In the section Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa200-3-36
Year 2020 Volume 10 Pages 413422
Type of article RAR Index UDK 7.036”189” Index BBK 85.103(3)
Abstract

В статье реконструируется история организации и проведения выставокзарубежного изобразительного искусства, имевших место в России в 1890-е гг. В указанный период Санкт-Петербург и Москва были ведущими центрами Российской империи, в которых происходило ознакомление с западными художественными практиками, их осмысление и освоение. Последовательно анализируются масштабные выставки, позволившие русскому зрителю в короткий период без выезда за рубеж получить довольно широкое представление об искусстве Франции,Голландии, Англии, Бельгии и стран Скандинавии. Существенную роль в этом процессе сыграла кураторская деятельность Сергея Дягилева, основная цель которого, по мнению автора, заключалась в формировании в России новой экспозиционной модели — сецессиона, то есть многонациональной выставки, дающей плюралистическую картину поисков современного искусства и ориентирующейся на мастеров с международной репутацией. Подробно анализируются причины, по которым новая постулируемая Дягилевым роль куратора, а также предложенный им экспозиционно-выставочныйформат не закрепились на русской почве.

Keywords
Reference Доронченков И. А. На границе модернизма: зарубежные художественные выставки в России 1890-х годов // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 413–422. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-36
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Александр Николаевич Бенуа и Сергей Павлович Дягилев. Переписка (1893–1928) / Сост., подгот. текста и коммент. И. И. Выдрина. — СПб.: Сад искусств, 2003.— 126 с.
  • 2. Борей [В. Шуф]. Французская живопись // Петербургский листок. –1896.— 19 ноября.— № 320. — С. 3.
  • 3. Всеподданнейший отчет Императорского Общества Поощрения Художеств за 1899 г. (Читан в Общем Собрании гг. Членов 20 мая 1900 г.). — СПб, 1900.— 60 с.
  • 4. Грингмут В. Гроза, надвигающаяся на русское искусство // Художественно-литературный сборник «На память» / Издание Т. И. Гагена под ред. Ф. А. Духовецкого. Кн. 1. — М.: тип. Т. И. Гагена, 1893. — С. 57–66.
  • 5. Диллетант. Бельгийская выставка // Русский листок. — Москва.— 1899. –18 января. № 17. — С. 3.
  • 6. Доронченков И. «Гроза, надвигающаяся на русское искусство»: из истории полемики об импрессионизме в русской критике начала 1890-х годов // Память как объект и инструмент искусствознания: Сб. ст. — М.: ГИИ, 2016. — С. 311–337.
  • 7. Зильберштейн И. С., Самков В. А. Сергей Дягилев и русское искусство. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — Т. 1.— 496 c.
  • 8. Кандинский [В. В.]. Ступени. Текст художника. — М.: Издание Отдела изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению, 1918.— 56 с.
  • 9. Левитан И. И. Письма. Документы. Воспоминания. — М.: Искусство, 1956.— 336 с.
  • 10. «Мир искусства». К столетию выставки русских и финляндских художников 1898 года: Каталог выставки. — СПб.: Palace Editions, 1998.— 335 с.
  • 11. Пахомов Д. А. Нужны ли нам в данную минуту иностранные выставки? // Искусство и художественная промышленность. –1900.— № 2. Ноябрь. — С. 53–60.
  • 12. Репин И. По адресу «Мира искусства» (Письмо в редакцию) // Нива.— 1899. 10 апреля.— № 15. — С. 298–300.
  • 13. С. Д. [Дягилев]. Выставки. I. Бельгийская выставка в Петербурге // Мир искусства.— 1899.— № 3–4. — С. 19–20.
  • 14. С. Д. [Дягилев]. По поводу двух акварельных выставок // Новости и биржевая газета.— 1897.— 9 февраля. — С. 3.
  • 15. Стасов В. Подворье прокажённых // Новости и биржевая газета. –1899.— 8 (20) февраля.— № 39. — С. 2.
  • 16. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX–XX веков. — М.: Искусство, 1970.— 293 с.
  • 17. С-ъ А. Французская художественная выставка. (Окончание) // Московский листок. 1899.— 20 марта.— № 79. — С. 3.
  • 18. Jensen R. Marketing Modernism in Fin-de-Siecle Europe. — Princeton: Princeton University Press, 1994.— 367 c.
  • 19. Varnedoe K. Nationalism, Internationalism, and the Progress of Scandinavian Art // Kirk Varnedoe, Northern Light: Realism and Symbolism in Scandinavian