Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-14
Title Обрезанная композиция «Площади Согласия» Эдгара Дега: варварство или новаторство?
Author email n.demina@hermitage.ru
About author Дёмина Наталья Борисовна — научный сотрудник. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
In the section Европейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa200-1-14
Year 2020 Volume 10 Pages 148157
Type of article RAR Index UDK 75.041(44) + 7.035/.036 + 75.025.4 Index BBK 85.143(3)
Abstract

Картина Эдгара Дега «Площадь Согласия» (1876. ГЭ, Санкт-Петербург) многократноанализировалась исследователями, особо выделявшими смелость её композиционного построения. В 1995 г. А. Г. Костеневич указал, что полоска авторской живописи около 4 см подвёрнута на нижнююпланку подрамника, а в работе 2012 г. утверждал, что картину обрезал её первый владелец граф Лепик. В данной статье ставится задача оспорить аргументы сторонников неавторского формата холста до его реставрации и приводятся доводы в пользу того, что картину в ходе работы обрезал самхудожник.

Первым обсуждается вопрос отсутствия подписи художника на работе, что является редкостью для Дега, который, по утверждению Костеневича, всегда подписывал и датировал произведения, предназначенные к продаже. Однако существуют и обратные примеры, когда мастер не подписывал картины, с которыми расставался, особенно портреты. Нет документов, зафиксировавших факт продажи «Площади Согласия» Лепику. Кроме того, в опубликованной переписке о картине между её владельцем Дюран-Рюэлем, потенциальными покупателями и Дега ни разу не возникает вопрос о её формате, очевидно, признававшемся авторским.

В пользу авторского изменения композиции говорит и то, что редкий владелец семейного портрета кисти большого мастера решится его обрезать, причём так, чтобы «под нож» попали именно члены семьи. К тому же подобный поступок должен был привести к краху дружбы с Дега, представлявшей большую важность для Лепика. Главным же аргументом в пользу авторского формата холста до его реставрации является сама живопись: некоторые уточняющие мазки черной краской доведены ровно до линии загиба на планкуподрамника, то есть они были нанесены художником в качестве окончательной отделки уже после изменения формата полотна и натягивания его на подрамник. Рентгеноскопия картины показывает, что её композиция рождалась не одномоментно, но вследствие ряда переделок, которые завершились решительной обрезкой полотна снизу. В таком случае мы имеем дело не с варварским поступком графа Лепика, а с новаторским «кадрированием» самого автора.

 

Keywords
Reference Дёмина Н. Б. Обрезанная композиция «Площади Согласия» Эдгара Дега: варварство или новаторство? // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 148–157. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-14
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Костеневич А. Г. Неведомые шедевры. Французская живопись XIX–XX веков из частных собраний Германии. — Нью-Йорк: Изд-во Харри Н. Абрамс, 1995.— 292 с.
  • 2. Костеневич А. Г. Эдгар Дега. Площадь Согласия. Заметки о картине. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2012.— 151 с.
  • 3. Boggs J. S. Portraits by Degas. — Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 1962.— 142 p.
  • 4. Buchanan H. Edgar Degas and Ludovic Lepic: An Impressionist Friendship // Cleveland Studies in the History of Art.— 1997. — Vol. 2. — P. 32–121.
  • 5. Catalogue de tableaux anciens et modernes, aquarelles, dessins, pastels…, objets d’art et d’ameublement… provenant en partie de l’atelier de Le Pic… — Paris: [s.n.], 1897.— 16 p.
  • 6. Catalogue des tableaux, pastels et dessins par Edgar Degas et provenant de son atelier… [Texte imprimé]: [1ère vente… Galerie Georges Petit] / [expert] Bernheim-jeune. — Paris: Bernheim-Jeune; Durand-Ruel; Vollard, 1918.
  • 7. Dombrowski A. History, Memory, and Instantaneity in Edgar Degas’s “Place de la Concorde”// The Art Bulletin.— 2011. — Vol. 93. — No. 2. — P. 195–219.
  • 8. Gaehtgens Th. W., Scharf J. Die Sammlung Otto Gerstenberg in Berlin // Die Moderne und ihre Sammler: Französische Kunst in deutschem Privatbesitz vom Kaiserreich zur Weimarer Republik. — Berlin: Akademie Verlag, 2001. — S. 149–184.
  • 9. Lemoisne P.-A. Degas et son oeuvre. Vol. 2. — Paris: Arts et métiers graphiques, 1946.— 407 p.
  • 10. Liebermann M. Degas // The Artist: An Illustrated Monthly Record of Arts, Crafts and Industries (American Edition).— 1900. — Vol. 28. — No. 247. — P. 113–120.
  • 11. Meller M. K. Degas’s ‘Place de la Concorde: Vicomte Lepic and His Daughters’ // The Burlington Magazine.— 2003. — No. 1201. — P. 273–281.
  • 12. Reff Th. Degas in Court // The Burlington Magazine.— 2011. — No. 1298. — P. 318–325.
  • 13. Tinterow G. Mirabeau on Degas: A Little-Known Article of 1848 // The Burlington Magazine.— 1988. — No. 1020. — P. 229–230.
  • 14. Tinterow G. Degas’s Degases // The Private Collection of Edgar Degas. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1997. — P. 75–108.
  • 15. Valéry P. Degas, Dance, Dessin. — Paris: A. Vollard, 1936.— 167 p.