Title | Усадьба Замок Ховард в Йоркшире: от сада памяти к героическому пейзажу | ||||||||
Author | Соколов Б. М. | gardenhistory@gmail.com | |||||||
About author | Соколов Борис Михайлович — доктор искусствоведения, профессор. Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125993. gardenhistory@gmail.com | ||||||||
In the section | Европейское искусство Нового времени | DOI | 10.18688/aa200-1-10 | ||||||
Year | 2020 | Volume | 10 | Pages | 120–128 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 712.01 | Index BBK | 85.118 | ||||
Abstract |
Статья посвящена истории создания пейзажного парка имения Замок Ховард (Castle Howard), Северный Йоркшир, Англия, и его роли в сложении английского садового стиля. Первоначальные цели владельца, Чарльза Ховарда, были связаны с его придворной карьерой, но после её скорого краха он насытил свое поместье философскими мотивами и новаторскими художественными решениями. Парк, созданный им совместно с архитектором-дилетантом Джоном Ванбру и его помощником Николасом Хоксмуром, включал пейзажный лесистый холм Рей Вуд, парные храмы Венеры и Дианы, героический пейзаж с пирамидой, посвящённой памяти предка, и грандиозным мавзолеем. В этом поместье, созданном в 1700–1730-е гг., впервые появляется широкий открытый пейзаж, украшенный монументальными античными формами и напоминающий картины Пуссена.Парк не подвергался переделкам и служил образцом героического пейзажа для многих садоводов и теоретиков, среди которых был и автор первой истории английского пейзажного стиля Гораций Уолпол. Работа основана на первичных источниках и полевых исследованиях автора в 1994 и 2016 гг. История замысла, создания и восприятия усадьбы Замок Ховард, прослеженная в статье, позволяет уточнить особенности развития пейзажного стиля в Англии и других странах. 1. Создание нового стиля в условиях культуры Просвещения и большого общественного запросана образцы «украшенной фермы» проходит в рамках коллективного творчества, при котором заказчик становится инициатором и соавтором ансамбля. 2. Решающую роль в создании этих образцовых ансамблей играют талантливые заказчики, «творческие герцоги» (Берлингтон, Мальборо, Ховард), и выдающиеся архитекторы, как правило, с любительской подготовкой (Берлингтон, Кент, Ванбру, Хоксмур). 3. Первые, образцовые, парки пейзажного стиля дают примеры переустройства целых пейзажей, создания новых миров, организованных по законам пейзажной живописи. Этот опыт вдохновлял многих, в том числе и мелкопоместных хозяев, но они использовали лишь элементы большого стиля, производя «усовершенствования», а не реконструкцию ландшафта. Поэтому в середине XVIII в. эпоха «творческих герцогов» сменяется эпохой Ланселота Брауна, предлагавшего единые ландшафтные приёмы, пригодные почти для всех имений. Усадьбы, подобные Замку Ховард, становятся классикой, которой любуются, но уже не стараются воспроизвести в своём поместье. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Соколов Б. М. Усадьба Замок Ховард в Йоркшире: от сада памяти к героическому пейзажу // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 120–128. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-1-10 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|