Title | Между правдой и вымыслом: проблема свидетельства в документальных фильмах Криса Маркера | ||||||||
Author | Давыдова О.С. | ol.davydova@inbox.ru | |||||||
About author | Давыдова Ольга Сергеевна — кандидат культурологии, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. | ||||||||
In the section | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa200-4-57 | ||||||
Year | 2020 | Volume | 10 | Pages | 624–631 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.038.53: 791.43 | Index BBK | 85.373(3) | ||||
Abstract |
Статья посвящена аналитике стратегий документальной репрезентации в неигровых фильмах французского режиссера Криса Маркера. Творчество Маркера, документалиста-экспериментатора, рассматривается в контексте эволюции неигрового кино и связывается с радикальной трансформацией структуры кинематографической достоверности относительно ранее существовавшей конвенции. Размышления о природе этой трансформации основаны, во‑первых, на теории шести режимов документальности американского теоретика неигрового кино Билла Николса, а во‑вторых — на идее перераспределения чувственного в эстетике Жака Рансьера. В основе стратегии Маркера лежит изменение соотношения между вербальным и визуальным в кинематографическом образе. Результатом этого изменения становится создание внутри фильма условного места для зрителя; при этом зритель сохраняет собственную память и аффективность, оказываясь в итоге единственным, кто может занимать авторитетную позицию в вопросе о достоверности или недостоверности киноообраза. Таким образом, ставя под вопрос возможность объективности неигрового кино как особого способа репрезентации, Крис Маркер предлагает свою собственную версию документального свидетельства, основанного на сращении кинематографического пространства и зрительской субъективности. Ключевые тезисы статьи проиллюстрированы примерами из следующих фильмов французского режиссера: «Письмо из Сибири», «Без солнца», «Последний большевик». |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Давыдова О.С. Между правдой и вымыслом: проблема свидетельства в документальных фильмах Криса Маркера // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 624–631. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-57 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|